Небесное пространство поселка Приазовское вот уже два года как перестало быть молчаливым - звуки моторов самолетов заставляют приазовцев поднимать свои взгляды вверх.
В ком еще не умерли детские мечты, стараются узнать побольше – кто это летает, что за техника, можно ли тоже подняться в воздух? Более осторожные граждане задаются другими вопросами – кому принадлежит авиатехника на аэродроме, кто гарантирует безопасность полетов, смогут ли теперь, в случае надобности, здесь приземлиться самолеты санитарной авиации или МЧС?
Нынешние арендаторы территории бывшего аэродрома для сельхозавиации - Олег и Ольга Балицкие - подписали договор с Приазовским поселковым советом.
Среди сорняков, в окружении мусорных куч, две широкие асфальтные полосы - вот так выглядела эта территория. Сейчас здесь в два ряда выстроены самолеты, по периметру устроено ограждение, построен пункт для диспетчерской службы и наблюдения, пост охраны. Словом, это уже похоже на аэродром.
- Он нанесен на все карты,- говорит Олег Витальевич Балицкий, - но был в таком заброшенном состоянии, что пилоты авиации общего назначения могли воспользоваться взлетно-посадочной полосой только, пожалуй, в экстренных случаях. Мы же прошли достаточно длинный и долгий путь, чтобы зарегистрировать все необходимые документы в Министерстве транспорта и связи, а также в региональном центре управления воздушным движением (г. Симферополь), которому мы подчинены территориально.
Аэродром абсолютно легальный, имеет свой буквенный код, нанесен на радионавигационные карты пространства G (так называемого неконтролируемого воздушного пространства).
- Скажите, кто отвечает за безопасность полетов?
- Согласно Положению об авиации общего назначения владелец воздушного судна несет полную ответственность за все сам. В том числе – и за техническое состояние самолета. Я, например, считаю, что обладаю достаточным уровнем знаний и навыков, чтобы самому обслуживать самолет. Если кто-то не уверен, то привлекает специалистов. В конце концов, каждый, кто взлетает, хочет приземлиться. Ставка здесь очень высока - своя жизнь и жизнь тех, кто летит с тобой. Но я должен добавить: самолеты – это техника, которая подлежит постоянному инспектированию. Ежегодно приезжает инспекция из г. Киева, специалисты осматривают каждый самолет, проверяют его документацию. И принимают решение - давать или нет самолету право подниматься в небо в течение следующего года. Через год летную годность нужно опять продлевать.
- Кроме технической исправности на успешные взлет-посадку влияют метеоусловия. Как с этим вопросом справляетесь?
- Ветроуказатель – это не просто полосатый флюгер на аэродроме, - отвечает О.В. Балицкий, - направление ветра, его сила – первое, на что обращает внимание пилот перед тем, как принимать решение о возможности взлета. Но этого недостаточно, в авиации есть много специфических метеопоказателей. Поэтому мы берем информацию на специальных сайтах в сети Интернет, которая обновляется ежечасно. Особенно, если предстоит сделать полет на дальние расстояния. А летаем мы по всей Украине.
- Зачем? Есть какая-то цель?
- Если говорить в общем, то цель - развитие малой авиации в Украине. Мы входим в ассоциацию частных пилотов Украины, в международную организацию, объединяющую пилотов 138 стран мира. В нашу обязанность входит обеспечивать перелеты других членов ассоциации, в том числе и иностранных, на территории Украины. Кстати, наша страна пока, к сожалению, законодательно ввела множество ограничений для пилотов частной авиации. В 2007-ом году я получил пилотское удостоверение всего лишь под номером 41! Для такой большой страны как Украина количество пилотов и таких вот аэродромов пока очень небольшое. Даже по сравнению с Чехией. Поэтому отчасти вижу свою задачу в том, чтобы приблизить время, когда самолеты станут для наших граждан не чем-то диковинным и недоступным, а средством передвижения, как сейчас автомобили.
Ограничения и неоправданно жесткий контроль заставляют сегодня многих пилотов-любителей совершать полеты нелегально. В нашем мире авиаторов их называют «партизанами». Как человек, который всю жизнь связал с небом и полетами, я могу их понять. Однажды оторвавшись от земли и «заболев» небом, трудно отказаться от этой возможности. Но моя позиция принципиальная - все должно быть законно.
- А куда нравится летать больше всего?
- По большому счету, я могу назвать себя сумасшедшим, - отшучивается Олег Витальевич,- мне все равно куда лететь, лишь бы лететь! Поэтому рад, если даже просто человек захочет сделать на самолете обзорную экскурсию. Заправляйте - и полетели. Это называется - совместное использование техники.
- Вообще-то наш любимый курс - на Крым, в район Коктебеля,- дополняет его супруга Ольга. - Мы весь год работаем для того, чтобы полететь в Крым. Вид моря, гор, лесов с высоты полета не могу сравнить ни с чем. Ничего более красивого в своей жизни я не видела.
- Такие полеты помогают встречаться с друзьями и коллегами-авиаторами со всей Украины, - продолжает Олег Витальевич. - Многие тоже занимаются восстановлением таких вот заброшенных аэродромов.
- А что интересного вы видите с высоты в окрестностях Приазовского?
- Море всегда красивое. Еще было интересно наблюдать за тем, как в степи стали возникать ветрогенераторы. Мы отслеживали буквально все этапы строительства, сейчас вид Приазовья сверху изменился.
А вообще-то мы назвали взлетно-посадочную полосу «Корсак». Вид нашей степи в основном – коричнево-рыжий, а степная лисица называется корсак, так и решили обозначить этот аэродром у Приазовского. Этой полосой могут воспользоваться все пилоты Украины, как частные, так и государственных структур МЧС, санитарной авиации и других.
Кстати, когда в Приазовский район прилетал Президент для запуска первой очереди ветрогенераторов, вертолеты сопровождения базировались здесь два дня. Мы недавно встречались с руководством Национального парка «Приазовский». Обговаривали возможность использования авиации в природоохранных целях. Не откажемся от сотрудничества и со службой МЧС, если такое предложение, конечно, поступит. Ведь использование авиации при спасательных или поисковых операциях, особенно на море, значительно увеличивают шансы на их успешность. Вообще, мы открыты для диалогов, встреч и общения.