За время проведения АТО в подразделения нашей армии государственными структурами и волонтерскими организациями было передано более 30 типов беспилотных авиационных комплексов. Большинство из них подтвердили заявленные характеристики.
Но сейчас чрезвычайно актуален вопрос технологического роста. Иными словами, войско требует БПЛА с улучшенными характеристиками.
На взгляд специалистов оборонного ведомства, необходимы аппараты нового типа, в которых обязательно должны быть не только дневной, но и ночной видеоканал - тепловизионная камера, способность точной передачи координат целей, автоматические системы взлета и целеуказания, повышенная устойчивость к системам радиопомех, система возвращения «домой» при отсутствии GPS и тому подобное.
На это обратил внимание директор Департамента вооружения и военной техники Министерства обороны Украины генерал-майор Роман Башинский и другие военные специалисты во время научно-практического семинара по проблемным вопросам по развитию беспилотных авиационных комплексов в интересах Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, который проводился на Черниговщине на базе Государственного научно-испытательного центра Вооруженных Сил Украины с участием представителей более двадцати ведущих отечественных производителей БПЛА.
В ходе практической части семинара состоялись демонстративные полеты предложенных производителями образцов беспилотных авиационных комплексов (БПАК). По полетным заданием БПАК должен функционировать в условиях постановки помех каналам приема сигналов СНС, взаимодействовать с наземными пунктами (возможность передачи и получения сигналов (информации) и др.
Некоторые из представленных образцов беспилотников уже активно применяются или на стадии испытания в зоне проведения АТО. Среди таких аппараты A1-C «Фурия» и A1-Т «Фурия».
- Практическое применение беспилотника «Фурия» в зоне проведения АТО началось летом 2014 года. С тех пор на Донбассе работали более четырех десятков таких летательных аппаратов. С января этого года Министерство обороны Украины уже официально закупает усовершенствованные БПАК этой системы, - рассказал представитель производителя Артем Вьюнник.
Беспилотный авиационный комплекс Fly Eye в зоне проведения АТО налетал более 700 часов, разведал более 600 целей, при этом среднесуточная разведка целей составляла до 30 как групповых, так и индивидуальных объектов. Этот комплекс выполняет задачи на расстоянии до 40 км. Имеет автопилот и способен действовать под давлением РЭБ. Он разработан по опыту стран НАТО польской компанией WB Electronics SA. На данный момент по лицензионному соглашению производится на предприятии ОАО «Черниговский завод радиоприборов».
Вниманию участников мероприятия были представлены образцы ударных беспилотников типа «Поле боя». Снаряженные взрывчатыми устройствами квадрокоптер выполнили боевое метание по макету танка с воздуха. По словам экспертов, такие аппараты - типичные «камикадзе». Они с воздуха способны садиться на военную технику, крыши зданий, перелетать практически любые препятствия и совершать взрыв в нужном месте. Спастись от такого оружия очень трудно. Другой тип беспилотных «камикадзе» - аппараты по схеме самолета. Среди представленных разработок - легкий ударный БПЛА Warmate и полевой ударный БПЛА «Ятаган-2». Они могут барражировать над местом атаки, а получив подтверждение цели, набирают скорость и выходят на цель в горизонтальном полете.
Мнение эксперта
Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
- Сегодня один из главных вопросов - повышение эффективности применения БПЛА в целом. Ведь сейчас существуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, мы говорим: давайте делать больше классных беспилотников, а с другой стороны, эти беспилотники не могут эффективно использоваться в зоне проведения АТО, потому что командиры не знают, как их применять, операторы не всегда хорошо подготовлены. Сейчас вопрос подготовки кадров выходит не на первый план.
- Вопросы развития ударных беспилотников имеет две составляющие. Первая - очень сложный технологический уровень создания оперативно-тактических и стратегических ударных аппаратов, как это делают США, Израиль и другие развитые страны мира. Это дорого и требует много времени. С другой стороны, боевые действия в зоне проведения АТО показали, что надо иметь дешевые средства нанесения удара по противнику на базе вертолетов или беспилотных систем, - рассказал директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
Участники семинара активно обсуждали и пути решения кадрового вопроса. По мнению специалистов, качественный и тщательный отбор кандидатов, их обучение является ключевым в вопросе эффективности применения беспилотных аппаратов в боевых условиях. Производители БПЛА, поставляя в зону АТО беспилотники, сами и учили операторов. По их словам, процесс подготовки операторов зависит от стартового уровня будущего оператора БПЛА и в среднем длится полноценные два месяца. Вспоминали они и случаи, когда удавалось подготовить оператора через две недели. В то же время иногда люди, которые учились два месяца, в результате получали только справку о прохождении курса, но не допускались к самостоятельной эксплуатации БПАК.
В свое время немало расчетов беспилотных аппаратов отбирали из мобилизованных. Поэтому нередко возникали ситуации, когда после их демобилизации БПЛА в подразделении не был задействован. Поэтому военные и разработчики беспилотных систем сошлись во мнении, что преимущество в процессе отбора и подготовки специалистов следует отдавать прежде всего офицерам и военнослужащим-контрактниками, которые имеют определенный технический уровень знаний и понимают роль беспилотной авиации в Вооруженных Силах Украины.
Малый беспилотный летательный аппарат Warmate
является образцом популярных в последнее время ударных БПЛА- «камикадзе» одноразового действия. По данным фирмы-производителя, этот миниатюрный БПЛА весом 4 кг с электродвигателем и сложным крылом может оснащаться боевой частью весом 0,7 кг двух видов - кумулятивной (бронепробиваемость 100-120 мм) или осколочной (кроме ударной части содержит 300 грамм тротила). Дальность полета аппарата - до 10 км, время барражирования - до 30 минут, максимальная скорость - до 150 км / ч. Высота полета аппарата - от 30 до 3000 м. Наведение осуществляется по команде оператора с пульта управления.
Полевой ударный БПЛА «Ятаган-2»
запускается с руки или из контейнера газогенератором, дальше летит на своем электродвигателе. Управляется оператором в реальном времени. Поражает живую силу противника и легкую военную технику. Дальность действия - до 3 км, дееспособность - день-ночь. Боезапас - до 1 кг (модификация «Ятаган-3» несет БЧ массой до 1,5 кг. Время активной работы - до 12 мин. Способен уничтожить живую силу противника на территории площадью 220 кв. М, а в окопах - до 12 кв. м. Может уничтожить авто, грузы, топливо и т.д. площадью 14 кв. м, а склады - до 84 кв. м.
БПАК «Поле боя»
Рюкзачный квадрокоптер очень удобен для применения подразделениями спецопераций и разведки. Вся система помещается в одном рюкзаке и переносится одним человеком. Корпус повышенной устойчивости. Быстро приводится в рабочее состояние: распаковывается, устанавливаются антенны и целевая нагрузка, разворачиваются «лучи», включается блок управления. Подготовленный оператор на все тратит две минуты. Этот аппарат способен находиться в полете в течение 30 минут, действовать в радиусе до 5 километров. Если один из двигателей выходит из строя, он продолжает полет.