11.03.09 

Об особенностях выполнения заданий военными авиаторами в условиях ограниченного финансирования в интервью корреспонденту газеты "Народная армия" рассказал заместитель командующего Воздушными Силами Вооруженных Сил Украины по авиации - начальник авиации генерал-лейтенант Василий НИКИФОРОВ.

"Мы не можем позволить экономить на безопасности воздушного пространства страны"

На закупку авиационного горючего в нынешнем военном бюджете заложено 39 миллионов гривен. Этих денег хватит для приобретения чуть больше чем 3 тысяч тонн авиационного керосина, а также горючего и масел, необходимых для обеспечения полетов. Для сравнения, в прошлом году аналогичная цифра составляла почти 200 миллионов гривен, что позволило обеспечить средней налет на одного летчика, который входит к ОСБР, в пределах 35-40 часов...

Об особенностях выполнения заданий военными авиаторами в условиях ограниченного финансирование в интервью корреспонденту газеты "Народная армия" рассказал заместитель командующего Воздушными Силами Вооруженных Сил Украины по авиации - начальник авиации генерал-лейтенант Василий НИКИФОРОВ.

- Цифра в 39 миллионов - окончательная?

- Хочу отметить, что командование Воздушных Сил ВС Украины искренне надеется, что весной в этом году Верховная Рада все-таки пересмотрит государственный бюджет, и военное ведомство сможет получить дополнительные средства. Насколько наши надежды являются реальными - покажет время. А пока еще мы должны планировать свою деятельность, исходя из тех показателей, которые имеем на сегодня. Много это или мало? Если учесть, что в прошлом году нам было выделено в 5 раз больше, то бесспорно, это очень мало.

- Сколько при таких условиях смогут налетать украинские летчики в 2009 году?

- Сегодня о каком-то общем налете на одного летчика не идет речь вообще. Как, собственно, и о самой подготовке летчиков. Теперь мы пытаемся сделать все возможное, и, по-видимому, невозможное, чтобы хотя бы на минимальном уровне удержать подготовку только тех летчиков - представителей истребительной авиации, которые несут боевое дежурство в системе противовоздушной обороны страны. А также 6 экипажей транспортной авиации, которые будут выполнять особые задания, в частности в пределах соглашения "Открытое небо", облеты средств радиотехнического обеспечения, перевозку высшего руководящего состава Министерства обороны и, конечно же, в этот перечень входит экипаж самолета Ан-26 "Вита".

Хотел бы отметить, что в настоящее время максимально ограничено и использование авиационной техники руководящим составом Минобороны и Вооруженных Сил Украины. Единственное, на чем мы не можем позволить экономить - это на безопасности воздушного пространства страны.

- В этом году, как известно, начался процесс переобучения летчиков истребительного авиационного соединения, в Озерном на самолеты Су-27. Этот процесс тоже затормозится?

- В 2009 году на соединение выделено свыше 600 тонн горючего. Если говорить только о выполнении заданий в системе боевого дежурства, то его хватит. Но на другие потребности этого явно недостаточно. Поэтому саму переподготовку придется кое-что растянуть. Ускорить процесс овладения данным типом самолета в сочетании с несением боевого дежурства пилотам позволит помощь их коллег из Миргорода.

Относительно обеспечения соединения, дислоцированного в Озерном, новой техникой ситуация более сложна. Напомню, одну эскадрилью этой бригады мы планируем перевооружить на истребители Су-27, которые будут восстановлены на отечественных авиаремонтных заводах. До конца 2009 года мы рассчитывали иметь здесь 4 боевых и 2 учебно-боевых самолета. Однако на этот год необходимых средств не предусмотрено.

Но это, к сожалению, не все ограничения. Как я уже говорил, бюджет вообще не предусматривает расходов на подготовку летного состава, за исключением отдельных категорий. Однако, мы планируем хотя бы раз в полтора месяца поддерживать уровень подготовки летчиков штурмовой и бомбардировочной авиации, чтобы таким образом сохранить хотя бы летно-инструкторский состав этих соединений. У нас остались небольшие запасы горючего, приобретенного еще за средства в прошлом году. Его и используем.

- А как относительно использования вместо боевых типов самолетов более экономного Л-39 для поддержания летных навыков пилотов?

- Это вовсе не выход. Ведь мы говорим исключительно о несении боевого дежурства. Если летчик летает раз в месяц да еще и на учебном, разве можно его завтра посадить в боевой самолет и отправить на выполнение задания государственной значимости?! Конечно, в тех случаях, когда обстоятельства будут позволять, например, во время проверок, благодаря Л-39 мы сможем немного горючего сэкономить. Но это скорее исключение из правил.

- Молодым летчикам опять придется лишь мечтать о небе?

- В этом году, скорее всего, так. Впрочем, именно теперь мы планируем на базе учебного авиационного соединения в Чугуеве организовать хотя бы по 1-2 вылета для летчиков-выпускников 2008 года. Опять же, исходя из остатков горючего с прошлого года. Это тот минимум, на который мы теперь способны.

- Невозможность летать ускорит отток опытных пилотов?

- На этот процесс влияют много факторов, и касается он не только опытных кадров. Но и упомянутый фактор не является второстепенным. Если год, два, три летчик не поднимается в небо, он сам не видит себя, собственно, летчиком. Главной причиной оттока летных кадров является низкий социальный статус человека в погонах, его незащищенность. Лишь в прошлом году свыше 30 летчиков (1 и 2 класса) уволились по окончании срока контракта. В целом в Воздушных Силах свободны почти 70 летных должностей.

В настоящее время нами разработаны предложения относительно внесения изменений в соответствующие руководящие документы, которые определяют условия выплаты летчикам 35-процентной надбавки к денежному обеспечению за особые условия службы, льготного начисления выслуги лет и тому подобное. Надеюсь, в ближайшее время они будут приняты. Иначе очередной волны увольнений, которая может возникнуть в этом году, не избежать.

Сегодня всем нам надлежит приложить максимум усилий, чтобы сохранить по крайней мере то, что мы имеем. Скажем, если через 2-3 года у нас будут деньги, и мы сможем купить новую технику, кто на ней будет летать, если все разбегутся?

Подготовить высококлассного летчика - дело не дешевое. Да и нужно на это не год или два. Еще во времена СССР стоимость подготовки одного летчика 1-го класса оценивали в $ 5 млн, а длилась она десятилетие. В настоящее время нужно потратить не меньше. А если мы потеряем эту категорию, то есть летчиков 1-2 класса, кто же будет готовить молодых?!

- Обеспечение летного состава жильем до конца 2009 года тоже под вопросом?

- Эти планы складывались в прошлом году, когда объемы финансирования строительства жилья были приличны, и происходило оно более-менее ритмично. Теперь картина несколько другая. Но, надеемся, это решение Министра обороны Украины будет выполнено. Напомню, сегодня в Воздушных Силах не имеют жилья около 340 лиц летного состава, из которых почти 250 - летчики и штурманы.

- Наверное, трудно при таких условиях гарантировать безопасность неба над Украиной?

- Все мы люди военные. Поэтому к трудностям нам не привыкать. Но если говорить без лишнего пафоса, то, невзирая ни на что, авиация Воздушных Сил в полном объеме продолжает выполнять задания по защите воздушного пространства Украины. Не изменились ни сроки, ни масштабы выполнения дежурств. Остается добавить что мы сделаем все возможное, чтобы никакие экономические неурядицы в стране не отразились на ее безопасности.

Джерело Народная армия   Автор: Андрей Яцык