Украинские богачи теперь поработают над спасением жизней людей. В стране будет сформирована новая служба спасения — «Украинские ангелы». Идея в том, что для оказания помощи пострадавшим в экстренных ситуациях будут использоваться вертолеты, принадлежащие частным лицам. Такой проект задумал глава МЧС Виктор Балога совместно с новоназначенным главой департамента авиации МЧС Евгением Червоненко.
По словам Червоненко, товарищи в шутку уже называют его Бэтменом (за красный гоночный комбинезон). «Всего в Украине числится около 40 владельцев вертолетов легкого и среднего класса. Некоторые отказались сразу — мол, чего я твоих жмуров буду в своем кожаном салоне возить. Но 16 человек уже дали согласие на свое участие в «Ангелах». Думаю, это будет прекрасная возможность для состоятельных людей продемонстрировать свою социальную ответственность», — рассказал «Сегодня» Евгений Червоненко. Он и сам является владельцем вертолета Eurocopter АS355 Twinstar, который уже готов вместе с экипажем предоставить для спасения людей.
Украина на первом месте среди стран Европы по количеству погибших в чрезвычайных ситуациях. По словам Червоненко, не в последнюю очередь причина этого в том, что в Украине разрушена система санитарной авиации, и людям не успевают оказать помощь в «золотой час» (врачи «скорой» так называют первый час после аварии). «У МЧС есть свои самолеты и вертолеты, — говорит он. — Есть два медицинских вертолета на базе Eurocopter EC145. Есть несколько тяжелых Ми-8, которые используют почти тонну топлива в час, что очень накладно при нынешних ценах и ограниченных возможностях бюджета. Но этого явно недостаточно, чтобы должным образом наладить службу спасения, в частности в преддверии Евро-2012, и по задачам, которые ставит УЕФА. Да и пожары в высотках — огромная проблема».
ГРАФИК «АНГЕЛОВ».
По словам Червоненко, вертолеты «Ангелов» будут использоваться для разведки местности, где произошло какое-либо ЧП и для транспортировки пострадавших. «Понятно, что на пожарах будут использоваться Ми-8, которые могут поднять в воздух ковш воды весом в 2,5 тонны. Но вот для разведки их использовать невыгодно», — уточнил он. Кроме того, «Ангелы» будут нести круглосуточное дежурство. Всю Украину поделят на специальные зоны, за каждой из которой будет закреплен вертолет, а также будет определена базовая больница, куда доставят пострадавших. График вылета, чтобы он не шел вразрез с планами хозяев вертолетов, будет составляться минимум на месяц вперед и будут предусмотрены взаимозамены машин. «При поступлении сигнала в региональный центр авиаслужбы МЧС по телефону «101» в течение 20 минут к вертолету явятся спасатель с щипцами и болгаркой и врач-реаниматор с реанимационным набором. Вертолет с пострадавшим будет встречать реанимобиль или же он будет садиться возле базовых больниц. Причем с воздуха реаниматор даст больнице информацию о характере травм, чтобы там могли подготовить операционную, подобрать кровь нужной группы и нужных специалистов», — объясняет Червоненко схему работы «Ангелов». По его словам, так можно будет охватить почти всю Украину.
Владельцам вертолетов, обещает Червоненко, компенсируют расходы на топливо и частично моторесурс: «Это все равно дешевле, чем закупать за средства государства вертолеты стоимостью 5—7 миллионов евро каждый. Источники финансирования мы ищем. Это будут частично государственные средства, а также благотворительные взносы. Спасать будем бесплатно. Расходы будут в 4—5 раз меньше, чем при использовании государственных Ми-8 из-за более экономного расхода топлива». Через 10 дней МЧС начнет согласованный с Минздравом и местной обладминистрацией пилотный проект в Черниговской области. «Уже все проработано, подписан приказ министра по ЧС. Следующий на очереди — Киев, затем Днепропетровск и Львов. Трагедия в Японии показала, что жить на авось не получится даже в самых развитых странах, особенно учитывая износ основных средств и сооружений у нас в стране, состояние автодорог и низкую культуру выполнения законов и правил дорожного движения. «Мы живем в капитализме, поэтому один имеет возможность лечиться за границей, другой в районной больнице, но шанс для спасения должен быть у каждого», - отметил Червоненко.
НА ВОДЕ. Как рассказал нам Червоненко, примерно такая же задумка у него есть и по поводу владельцев частных яхт и катеров, чтобы организовать спасение на водах. «Будучи губернатором Запорожской области, мне приходилось спасать рыбаков. Найти их я могу, могу по рации передать координаты, но чтобы до них добраться, нужны вертолеты с лебедками, которые есть не у всех, и оператор лебедки. В таких случаях нам бы очень пригодилась помощь владельцев скоростных частных моторных яхт и катеров», - отметил Червоненко.
«НА ПОЖАРЫ ВЕРТОЛЕТ НЕ ДАМ»
Не все владельцы вертолетов знают о создании «Украинских ангелов». «Идея хорошая, благородная, — сказал, узнав от нас о сути предложений МЧС, днепропетровский миллионер, адвокат и журналист Борис Филатов. — Но для тушения пожаров я свой вертолет не дам, он не оборудован для этого. Как и для транспортировки людей с травмой позвоночника. Для спасения жизни ребенка — да. Мне уже довелось перевозить однажды в киевский ожоговый центр компоненты крови. Очень важно, как будет в этом проекте решен вопрос инфраструктуры: будет ли call-центр, график дежурств, прием заявок».