Узнав об улучшении финансового состояния крупнейших авиакомпаний, их контрагенты принялись выбивать из них долги всеми доступными способами
В СЕРЕДИНЕ марта украинские авиаторы неожиданно столкнулись с проблемами сразу на двух фронтах. Сначала крупнейший в стране аэропорт «Борисполь» заявил о задолженности перед ним крупных национальных перевозчиков. Вскоре аналогичное заявление прозвучало и от госкомпании «Украэрорух» (осуществляет аэронавигационное обслуживание полетов). И если последняя начала с предупреждений о прекращении обслуживания отдельных рейсов, то руководство главных воздушных ворот страны решило сразу взять быка за рога. Объектом для показательной порки Борисполь выбрал компанию «АэроСвит», которая входит в альянс «Украинская авиационная группа» Игоря Коломойского (включает также компании «Днепроавиа» и «Донбассаэро»). 14 марта аэропорт задержал на несколько часов около двадцати внутренних и зарубежных рейсов компании. В результате был нарушен график, и часть пассажиров опоздали на стыковки в других аэропортах.
Вслед за этим «АэроСвит» в прессе признал за собой 6 млн. грн. долга перед Борисполем. Однако представители аэропорта называют совсем другие суммы. «6 млн. — это недельный счет крупной базовой авиакомпании. Задолженность базовых авиакомпаний намного превышает 100 миллионов гривен.
Мы не считаем этичным в одностороннем порядке раскрывать конкретные цифры, однако размер задолженности и систематическое невыполнение согласованных графиков платежей поставило аэропорт на грань невыполнения им своих обязательств и вынудило пойти на крайние меры», — сообщили в пресс-службе «Борисполя». Если отталкиваться от этих сумм, то остальным украинским компаниям тоже стоило ожидать крайних мер. Кстати, в пресс-службе «Международных Авиалиний Украины» Арона Майберга «k:» тоже подтвердили наличие текущей задолженности перед аэропортом, которая погашается согласно графику. Но по каким-то причинам жертвой стала лишь головная компания Игоря Коломойского.
В свою очередь источник в «Украэрорухе» сообщил «k:», что у госкомпании есть претензии лишь к «АэроСвиту», который задолжал несколько десятков миллионов гривен с конца прошлого года. К остальным перевозчикам строгие меры применять не планировали. Агрессивное поведение кредиторов заставило «АэроСвит» спешно идти на уступки и составить график погашения долгов. В результате к настоящему моменту ситуация стабилизировалась. Стороны заключили временное перемирие и воздерживаются от резких выпадов в адрес друг друга.
Цены на низком старте
Компании альянса «УАГ» являются лидером по недовольству пассажиров качеством предоставляемых услуг. В августе 2011 года Госинспекция по защите прав потребителей даже оштрафовала их на 120 млн. грн. Сопоставить количество жалоб тогда и сейчас проблематично, поскольку в прошлом году этот орган был реформирован без правонаследования, и обновленная Госпотребинспекция не располагает данными «старого» ведомства. Но показательно, что все три жалобы на авиаперевозчиков, которые поступили в Инспекцию по защите прав потребителей по Киевской области уже в этом году, касались именно «АэроСвита». Основной же претензией рядовых украинцев к крупнейшим авиакомпаниям являются высокие цены, которые к тому же продолжают расти.
Перевозчики же продолжают говорить о возросших операционных расходах и проблемах, связанных с ценами на топливо, низкой платежеспособностью потенциальных пассажиров и ужесточением конкуренции на внешнем рынке. И надеются, что ситуацию исправит Евро–2012. Так, уже сейчас на сайте «АэроСвита» при минимальной цене перелета Киев — Донецк — Киев 1746 грн. стоимость билета под конкретные дни проведения матчей чемпионата в шахтерской столице составляет 2,6–4,8 тыс. грн. Схожие цены и у МАУ. Цена на рейс Киев — Харьков — Киев возрастает с 1635 грн. до 2,1–4,7 тыс. грн. Рейсы Киев — Львов — Киев пользуются меньшей популярностью скорее всего из-за близости Львова к польской границе. Но и туда на отдельные даты цена билета увеличивается с 1682 грн. до 3,2–4,7 тыс. грн.
Примечательно, что недавнему конфликту предшествовало важное событие. В начале декабря крупнейшие украинские перевозчики — «АэроСвит», «Днеправиа» (с одной стороны) и МАУ (с другой) — заключили код-шеринговые соглашения по ряду внутренних и зарубежных направлений: в общую корзину попали вылеты из Киева во Львов, Симферополь, Одессу, Донецк, Ивано-Франковск, Лондон, Астану и Тель-Авив. Уже в этом году, по данным «k:», список дополнили Харьков и Тбилиси. Таким образом, в отношениях между перевозчиками наступило перемирие, хотя ранее они вели непримиримую борьбу, в том числе ценовую. Сейчас стоимость авиабилетов на внутренних направлениях у разных перевозчиков отличается лишь незначительно, а объявление различных акций на совместных направлениях стало редкостью.
Одной из видимых причин перемирия была убыточность авиакомпаний. «АэроСвит» задекларировал 145 млн. грн. убытков за прошлый год, МАУ ограничилась подтверждением отрицательного финрезультата, не назвав конкретную цифру. Неудивительно, что заключенные соглашения, которые некоторые участники рынка в частных беседах характеризуют как монополизацию, позволили повысить рентабельность перевозок. «Предварительные результаты партнерства — положительные. Коэффициент пассажирской загрузки вырос. Это особенно заметно на тех направлениях, где один из партнеров является оперирующим перевозчиком, а другой — маркетинговым. Примеры — рейсы между Киевом и Лондоном, Тбилиси», — сообщила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. В «АэроСвите» также говорят о росте доходов и приводят данные января 2012 года. За первый месяц нового года (по сравнению с январем 2011-го) компания увеличила объемы перевозок на 23% — до 206 тыс. человек, сократив при этом количество рейсов на 5% — до 2566. При этом коэффициент занятости пассажирских кресел на регулярных рейсах вырос с 67 до 71,1%, благодаря чему в январе авиакомпания увеличила доходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22% — до 371,6 млн. грн.
Однако выходит, что позитивные изменения в жизни авиаторов никак не отразились на их партнерах — аэропорте «Борисполь» и «Украэрорухе». И было бы наивно полагать, что код-шеринговые изменения на рынке остались ими незамеченными. Если при прошлогодних убытках перевозчиков текущие долги на время можно было оставить без внимания, не исключено, что в новых экономических реалиях их контрагенты посчитали абсурдным продолжать накапливать дебиторскую задолженность и перешли в наступление.