«АэроСвит» озаботился улучшением своих финансовых показателей: в компании заявили о намерении выйти на безубыточную работу в этом году благодаря мерам по реструктуризации затрат. Это сложно сделать в условиях режима роста, в котором пребывают сейчас перевозчики, к тому же, в условиях воздействия на их бизнес такого нестабильного фактора, как стоимость нефти и денежного ресурса
В «АэроСвите» намерены начать борьбу с убытками, сообщил вчера журналистам сопредседатель набсовета компании Григорий Гуртовой. «Перед нами стоит задача сбалансировать бизнес и привести его в состояние безубыточности»,— отметил он. Напомним, 2011 г. ознаменовался для компании финансовыми потерями на уровне 1,456 млрд. грн. Вместе с тем, как заявил господин Гуртовой, «нужно осторожно относиться к этой цифре», поскольку она пока не прошла аудит и не является окончательной.
Ранее в «АэроСвите» такое резкое наращивание убыточности (в сравнении с 2010 г. отрицательный финрезультат увеличился в 3,3 раза) объяснили активным развитием маршрутной сети. Григорий Гуртовой добавил, что убыток был связан также с ростом основных затратных составляющих компании, в частности, авиатоплива. По его словам, цены на горючее, а также аэронавигационное обслуживание в Украине по-прежнему превышают стоимость аналогичных составляющих за рубежом.
Для решения поставленной задачи «АэроСвит» намерен реструктуризировать затраты, усовершенствовав структуру бизнеса. Как сообщил Григорий Гуртовой, это подразумевает меры по сокращению персонала и передаче непрофильных функций на аутсорсинг. «Это и уборка самолетов, автоперевозки, кеттеринг и многое другое — по каждому из направлений будут приниматься решения с учетом их эффективности»,— заявил представитель компании. Кроме того, как ожидают в «АэроСвите», рост затрат на топливо может быть частично компенсирован появлением во флоте новых, более топливоэффективных воздушных судов.
Напомним, с этого года компания начала программу обновления флота за счет новых воздушных судов — 27 марта на заводе корпорации Boeing в Сиэтле состоялась передача «АэроСвиту» первого самолета Boeing-737-800 в рамках контракта на поставку в лизинг 11 самолетов до 2016 г. Прибытие в Украину второго такого судна из двух, запланированных к передаче на этот год, ожидается до конца второго квартала.
Программа жесткой экономии, которую разрабатывает «АэроСвит», исключает любые параллельные проекты, в том числе по созданию собственного терминала для обслуживания пассажиров в аэропорту «Борисполь». Строительство терминала уже давно не стоит первым номером на повестке дня в планах компании из-за неблагоприятного судебного исхода разбирательств по земельным участкам. Тем не менее в компании признают, что «в данный момент аэропорт «Борисполь» не готов полноценно обеспечивать потребности сетевой модели компании».
А интеграция направлений по авиационному и наземному обслуживанию пассажиров кажется тем более логичной, что группа «Приват», которой приписывают контроль над «АэроСвитом», имеет также опыт и в аэропортовом бизнесе. Но даже если к развитию «Борисполя» теперь действительно решат привлечь частных инвесторов (в Мининфраструктуры недавно заявили о намерении сдать предприятие в концессию), вряд ли одним из них станет «АэроСвит». «Сегодня единственная возможность для компании стать эффективной — это убрать все, что несвойственно непосредственно бизнесу по авиаперевозкам»,— говорит Гуртовой.
Стоит отметить, что задачу выйти на прибыльность на фоне убытков в прошлом году поставили себе и в компании «Международные авиалинии Украины». Как говорил ранее «i» директор МАУ Юрий Мирошников, это произойдет за счет роста доходов компании, в том числе благодаря увеличению пассажиропотока во время футбольного чемпионата Евро-2012.
Тем временем оптимистичные прогнозы украинских авиакомпаний не вполне совпадают с глобальными: за последние полгода Международная ассоциация воздушного транспорта IATA трижды пересмотрела свой прогноз по прибыли авиаотрасли на 2012 г. в сторону снижения, и, по последним данным, ожидается получение $3 млрд. прибыли при рентабельности 0,5% против почти $7 млрд, заработанных отраслью в 2011 г.
Помешать планам перевозчиков по преодолению убытков могут несколько факторов. Это их же собственные планы по развитию — расширение карты полетов даже с хорошей отдачей в виде роста пассажиропотока не может в полной мере компенсировать затраты на освоение новых маршрутов. Это понимают в «АэроСвите».
«При увеличении количества полетов затраты в абсолютных цифрах, конечно, вырастут — ведь компания находится в режиме развития. Но надеемся, что в относительных параметрах все же удастся снизить их на 10%»,— отметил Григорий Гуртовой. Как в менеджменте МАУ, так и «АэроСвита» признают, что достаточно рисковой составляющей является стоимость денежного ресурса, поскольку затраты компаний на лизинг самолетов привязаны к плавающим ставкам.