Воздушное судно (ВС) -высокотехнологический объект, состоящий из тысячи узлов и агрегатов. Несмотря на постоянные усилия инженеров и авиатехников по минимизации непредвиденных выходов из строя компонентов самолета, все же ситуации AOG происходят достаточно часто. Хорошо, когда неисправность компонента обнаруживается в аэропорту базирования. В таком случае на складе может оказаться необходимая запасная часть, которая может быть заменена специалистами авиакомпании, и это,в свою очередь, значительно снизит задержку рейса и простой ВС. Существует и альтернативный вариант - заменить неисправный борт на другой, если авиакомпания располагает свободным самолетом на тот момент.Но что же делать, если подобная ситуация произошла в аэропорту, куда авиакомпания только недавно начала осуществлять рейсы?
«Перед открытием новых направлений авиакомпания подыскивает себе организацию-партнера, которая могла бы оказать поддержку в техническом обслуживании самолетов. Как правило, такой организацией является другая авиакомпания, базирующаяся в аэропорту назначения, имеющая схожий парк ВС и, соответственно, работающая со специалистами, которые способны устранить неисправности конкретного типа ВС», - прокомментировал генеральный директор Locatory.com Жильвинас Садаускас.
С авиакомпанией-партнером заключается договор на техническое обслуживание по вызову (On-call Maintenance), согласно которому,в случае выявления неисправностей во время полета или после посадки,специалисты авиакомпании окажут всю необходимую помощь по устранению неполадок.Основными ценовыми параметрами договора являются: стоимость вызова техника(зависит от конкретного аэропорта и возможностей компании-подрядчика);стоимость каждого последующего человеко-часа устранения неисправностей (обычно она значительно ниже стоимости вызова); наценка на запасные части и услуги субподрядных организаций.
Таблица 1. Ценовые параметры договора на техническое обслуживание по вызову
Большинство таких договоров подразумевают абонентскую плату. Она взимается за поддержание технического состава обслуживающей компании на должном уровне. Виды такой абонентской платы могут варьироваться.Ежемесячная абонентская плата может составить от нескольких сотен до нескольких тысяч евро,и зависит от конкретного аэропорта и частоты рейсов. Также может устанавливаться минимальный уровень потребления услуг. То есть, если авиакомпания заказала в данном месяце услуги на определенную сумму у обслуживающей компании, то абонентская плата ей не начисляется. Также абонентская плата может начисляться в зависимости от частоты выполнения рейсов,например, 40-80 евро за каждую посадку - вне зависимости от оказания услуг.
Исходя из вышеизложенного, можно подсчитать,во сколько может обойтись заключение договора с такой обслуживающей компанией.Предположим, что абонентская плата в месяц составляет 2000 евро. В таком случае, за один год полетов в данном направлении уплаченная сумма составит24000 евро. Далее предположим, что в течение года случится лишь одна ситуация AOGв данном аэропорту, которая будет устранена за 5 часов и в ходе которой будет установлен агрегат стоимостью 20000 евро. В таком случае, стоимость выполненных работ составит 800 евро, а наценка за агрегат составит 2400 евро. Итого, за год может быть потрачено 27200 евро на устранение одной AOG ситуации в конкретном аэропорту.
Таблица 2. Примерный расчет расходов на одну ситуацию AOG.
В случае же отсутствия сотрудничества с местной организацией и при возникновении подобной нештатной ситуации авиакомпании придется устранять неисправность собственными силами. Для этого нужно будет командировать техников в аэропорт назначения, самостоятельно приобрести и обеспечить транспортировку необходимого агрегата (оборудования). Также важно учесть затраты на размещение пассажиров в гостинице, организацию трансфера, питания и решения других сопутствующих вопросов.
«Преимущества сотрудничества по внеплановому техническому обслуживанию рейсов во многом зависят от конкретных условий абонентского соглашения между компаниями. Но в любом случае наличие такого соглашения является подстраховкой для авиалиний, которая, несомненно, делает ситуацииAOG менее затратными с точки зрения простоя самолета. Альтернативой же является ставка на продолжительную техническую исправность всех систем самолета и на регулярное обслуживание парка в базовом аэропорту», - заключил Жильвинас Садаускас.
О Locatory.com
Locatory.com - глобальная онлайн-площадка по торговле авиационными запчастями и компонентами, которая позволяет игрокам авиационного рынка максимально просто и удобно продавать и покупать запчасти,продвигать свои услуги и устанавливать новые деловые контакты. В отличие от других аналогичных сервисов, Locatory.com ориентирован на регионы с развивающейся экономикой и призван стать связующим звеном между развитыми и развивающимися рынками. Locatory.com входит в состав группы предприятий авиационного бизнеса Avia Solutions Group. Более подробная информация: http://www.locatory.com/