Своеобразной дорогой в небо шагает курсант четвертого, выпускного, курса Харьковского университета Воздушных Сил им. Ивана Кожедуба (ХУВС) Кирилл Шмелев. С апреля текущего года парень успешно проходит крайнюю летную практику в видовом вузе.
Практические занятия проходят на аэродроме 203-й учебной авиационной бригады, где будущий воздушный ас совершенствует свои практические навыки пилотирования вертолета типа Ми-8МТ, приобретенные за четыре года учебы на Слобожанщине. Рядом с Кириллом на пути к офицерским звездам находятся еще 50 четверокурсников, которые летают на реактивных скоростях в кресле Л-39 «Альбатрос» или управляют транспортным самолетом Ан-26Ш.
Родом Кирилл из шахтерского города Свердловск Луганской области. По-настоящему мечтать о карьере военного, да еще и с летными эмблемами, парень стал в 9-ом классе, когда сосед по многоэтажке Денис приехал в первый курсантский отпуск. Тогда красивая синяя форма видового вуза привлекла внимание многих обитателей маленького города.
- У меня тогда просто что-то загорелось в груди, - с волнением вспоминает парень. - Какие погоны, а шеврон, да еще и яркая кокарда! Сразу же стал спрашивать своего друга об условиях вступления, порядке учебы. Потом с этим багажем новой информации побежал к родителям. Родные и близкие поощрили мое решение носить курсантские погоны. Так я и взял «курс» на Харьков.
После приобретения неполного среднего образования юноша поступил в Луганский лицей с усиленной военно-физической подготовкой. Поскольку для тех, кто имеет нагрудный знак кадета, шансы вступить на летный факультет ХУВС значительно увеличиваются.
В лицее, где большинство преподавателей служили в бывшем Луганском военном авиационном училище штурманов, из всех летных специальностей парень избрал именно вертолетное направление. Ведь, по его мнению, умение руководить винтокрылой машиной является очень престижным в авиационной среде, а также дает возможность попасть в миротворческие миссии и попробовать свои силы в боевых условиях.
За время учебы в Харькове «кожедубовец» овладел вертолетами типа Ми-2 и Ми-8МТ. Немало учебного времени он провел и на многоцелевом вертолетном тренажере ХУВС, который до 90% воспроизводит условия выполнения летных заданий. Десятки часов виртуальных полетов он также добавил в своей активу летчика.
Своим наставником по подчинению небесной стихии курсант Шмелев считает заместителя начальника кафедры тактики авиации летного факультета ХУВС подполковника Сергея Остапенко. За плечами этого офицера - опыт службы в шести миротворческих миссиях и свыше 2,5 тысяч часов летного времени.
- На занятиях у такого авторитетного офицера всегда господствует только дружественная атмосфера. Каждый теоретический вопрос его лекции подкрепляется конкретными фактами из собственного опыта. Конечно, для многих поколений выпускников военного университета он является настоящим примером самоотверженной службы небу, - отметил Кирилл.
На данное время четверокурсник Кирилл Шмелев уже овладел такими воздушными заданиями, как полет по кругу, в зону на простой пилотаж, полет по заданному маршруту, зависание. Все упражнения и вводные, определенные летчиками-инструкторами сводной эскадрильи авиационного соединения он выполняет на высотах от 2 до 1200 метров.
Уже позади у парня остались самостоятельные полеты в июне этого года. Впереди же у будущего вертолетчика рубеж сдачи государственного экзамена по летной подготовке на аэродроме города Чугуев и выпуск из родного учебного заведения осенью.
По предварительному распределению, Кирилл будет служить в военной части армейской авиации Сухопутных войск, которая расположена на Херсонщине.
Своим будущим местом службы парень полностью доволен. Ведь этому военному коллективу своственны напряженая боевая подготовка и длительные заграничные командировки авиаторов. То есть, в южном регионе Украины найдется именно то, о чем когда-то лишь мечтал девятиклассник Кирилл, и к чему в настоящий момент стремится без пяти минут офицер.
Дмитрий ГОРБУНОВ, Харьков
Фото автора