Первое полугодие оказалось достаточно успешным для отечественных авиакомпаний — за шесть месяцев им удалось нарастить пассажиропоток на 10,6% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. — до 3,464 млн. человек. На фоне того, что авиация во всем мире переживает далеко не лучшие времена, это можно считать высоким показателем.
Погоду на украинском авиарынке продолжают делать его традиционные лидеры — компании МАУ и «АэроСвит», на которые, по данным Госавиаслужбы, пришлось в I полугодии 75% всего пассажиропотока.
Итоги этих перевозчиков опять оказались выше, чем в среднем по отрасли. Как сообщили в МАУ, их пассажиропоток за шесть месяцев составил 1,1 млн. человек, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В компании не считают, что таких результатов удалось достичь исключительно благодаря проведению в нашей стране Евро-2012.
«Рост за июнь — месяц, на который выпала основная часть чемпионата, был не таким интенсивным — плюс 24%»,— говорит пресс-секретарь компании Евгения Сацкая. Довольны в МАУ и показателями коммерческой загрузки воздушных судов.
В I полугодии лоуд-фактор увеличился на 12% и составил в среднем 72%. Результаты по авиатрафику позволили компании получить статус европейского лидера по темпам роста.
Довольны своими результатами и в «АэроСвите». «В условиях банкротства ряда крупных зарубежных перевозчиков авиакомпания по результатам прошедшего полугодия смогла улучшить показатели по ключевым критериям оценки работы»,— сообщили «i» в пресс-службе компании.
За прошедшие шесть месяцев текущего года по пассажиропотоку «АэроСвит» «вырос» на 14% — до 1,43 млн. человек. «При этом динамика увеличения пассажиропотока превысила темпы роста количества рейсов (компания выполнила 8,8 тыс. рейсов — на 4% больше, чем в прошлом году)»,— добавляют в «АэроСвите».
Это свидетельствует о том, что компания немного пересмотрела свою стратегию: если еще в прошлом году упор делался на расширении географии полетов и наращивании количества рейсов, то теперь из фокуса не выпадает также и вопрос лоуд-фактора. Хотя пока коэффициент занятости пассажирских кресел на регулярных рейсах в первом полугодии возрос незначительно: с 69,7% в 2011 г. до 70,1% — в 2012 г.
Наблюдается еще одна свежая тенденция. «АэроСвит» стал интенсивнее наращивать перевозки на внутреннем рынке, который ранее называл для себя менее приоритетным. «В общем объеме роста количества перевезенных пассажиров 35% обеспечил рост пассажиров на международных маршрутах и 65% — на внутренних линиях»,— сообщают в компании.
Тем не менее безусловное лидерство МАУ и «АэроСвита» на украинском рынке авиаперевозок сегодня уже не кажется столь нерушимым, как ранее. В ближайшем будущем им станут наступать на пятки другие компании из пятерки крупнейших — «Визз Эйр Украина» и «Ют Эйр Украина» (их объединяет наличие материнской компании-нерезидента, вполне состоявшейся на зарубежных рынках). Они объявили о программах развития, связанных с увеличением флота и расширением международной маршрутной сети.
В мировой авиационной индустрии сейчас наблюдается крайне нестабильная ситуация. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), рост авиаперевозок в мире по итогам первых четырех месяцев нынешнего года составил 7,1%. Консолидированного отчета с учетом показателей мая-июня пока нет, однако оперативные подсчеты результатов за май показали, что темпы роста все же замедляются.
Это произошло почти на всех рынках — европейском (4,1% роста в мае в сравнении с 5,7% в апреле), азиатско-тихоокеанском (плюс 5,5% в мае на фоне 8,6% в апреле), североамериканском (1,5% и 1,6% соответственно). IATA крайне пессимистично высказалась по этому поводу.
Если еще по итогам апреля настроение комментариев к рыночной ситуации было вполне радужное, то майские данные, как говорится в сообщении организации, «свидетельствуют о тенденции к понижению на фоне ухудшающейся мировой экономической ситуации».
«Ситуация в авиационной отрасли нестабильна. Хорошей новостью является снижение цен на нефть. К сожалению, данная тенденция наблюдается в связи с опасениями ухудшения экономической ситуации в Европе. Индекс доверия в деловых кругах, как и индекс потребительского доверия падают. И первые признаки этого мы видим в замедляющихся темпах роста спроса и неустойчивых коэффициентах загрузки»,— приводятся в пресс-релизе IATA слова ее главы Тони Тайлера.
Ранее IATA также опубликовала свои прогнозы по прибыли авиакомпаний на 2012 г., и они весьма неутешительные. Как ожидается, перевозчики по итогам года получат прибыль в размере $3 млрд. при консолидированной выручке $631 млрд. (рентабельность — 0,5%).
На фоне не лучших для отрасли показателей 2011 г. ($7,9 млрд. прибыли, доходность — 1,3%) эти цифры выглядят явно слабыми.
Ведущие украинские компании свои финансовые результаты за полугодие пока не раскрывают.