26.10.06 
  "Днеправиа" vs "Luftgansa"
Конфликт, разгоревшийся между немецким национальным авиаперевозчиком «Люфтганза» и украинской региональной авиакомпанией «Днеправиа», начинает приобретать затяжной характер. Ни одна из сторон не готова к компромиссу, а между тем, этот конфликт имеет все шансы оказать негативное влияние на торгово-экономические отношения между двумя странами. Началась эта история полтора года назад. Немецкая авиакомпания «Люфтганза», которая весьма активно осваивает рынки пассажирских авиаперевозок в СНГ, посчитала, что пришло время открыть свои рейсы из Днепропетровска в Германию.

Особых причин, для отказа в желании «Люфтганзы» начать регулярные рейсы в Днепропетровск у авиационных властей Украины, да и у «Днеправиа», не было. Однако, представителей украинского авиапредприятия, явно смутило желание немцев осуществлять рейсы шесть раз в неделю. Собственно, это означало, что и украинский перевозчик мог организовать, на паритетных началах, еще три рейса на Германию. Но, во-первых, не многовато ли двенадцати рейсов для одного направления, даже учитывая постоянный и устойчивый пассажиропоток, а во-вторых, небольшой парк машин днепропетровской авиакомпании, явно недостаточен, для организации еще трех рейсов в Германию. В конечном итоге, пять слотов из шести были согласованы сторонами. Остался несогласованным слот в четверг. Представители немецкой авиакомпании заявили время вылета своего рейса на 6.15, но традиционно в этот день во Франкфурт летел украинский борт и руководство аэропорта заявило о невозможности организации двух международных рейсов почти одновременно. Настойчивость, с которой немецкие переговорщики просили о вылете своего рейса на час раньше украинского, дали руководителям «Днеправиа» все основания думать, что их попросту хотят устранить от франкфуртского направления.

Далее ситуация начинает приобретать скандальный характер. Представители «Люфтганзы», категорически отказываются, искать компромиссное решение, считая предложенный ими вариант единственно возможным, а Днепропетровский аэропорт отказывается согласовывать слоты с «Люфтганзой», мотивируя свой отказ тем обстоятельством, что в ночное время (с 23.00 до 6.30) аэропорт закрыт для регулярных международных рейсов.

Эти события получили свое дальнейшее развитие в марте нынешнего года. Федеральное ведомство гражданской авиации Германии, с подачи «Люфтганзы», запретило АК «Днеправиа» осуществлять рейсы на Берлин и Франкфурт, этот запрет действует до сих пор. Обе авиакомпании понесли финансовые потери. Немецкая компания потратила на подготовку рейсов около 500 тыс. грн. Потери украинцев от запрета на полеты в Германию оценивались в 6 млн. грн.

Здесь было бы уместным отметить, что звучащие в последнее время обвинения в бездеятельности, в адрес Минтранса и МИДа Украины не совсем корректны. Уже в марте Госавиаслужба Украины направила авиационным властям Германии письма с просьбой дать пояснения по поводу введенного запрета. На одно из них был получен ответ, в котором указывалось, что данное решение является принципиальной позицией немецкой стороны, из-за отказа Днепропетровского аэропорта предоставить соответствующее обслуживание немецких рейсов. В апреле в Германии состоялись консультации между авиационными властями двух стран, с участием представителей конфликтующих авиакомпаний. Приняли участие в консультациях и сотрудники украинского МИДа. В ходе переговоров украинская сторона предложила отдельно рассматривать вопросы о предоставлении разрешений на полеты и коммерческую деятельность авиакомпаний. Отдельно было отмечено, что запрет на полеты украинской авиакомпании из-за коммерческого конфликта, является нарушением нескольких статей действующего межправительственного соглашения по авиасообщению. Однако немецкая сторона лишь вновь подтвердила свою позицию, более того руководитель немецкой делегации отказался подписать итоговый протокол консультаций.

Видимо отчаявшись разрешить конфликт путем переговоров, «Днеправиа» обратилась с исками в суд против «Люфтганзы», а заодно и с административным иском против Госавиаслужбы Украины, с тем, чтобы суд обязал авиационные власти, ни много, ни мало, не выдавать немецкой авиакомпании разрешение на осуществление полетов в Украину. Следующее судебное заседание назначено на 31.10.2006 г.

И наконец, в конце сентября с депутатским запросом к премьер-министру обратился народный депутат Святослав Олийнык. В своем обращении он просит премьера взять под личный контроль проблему, связанную с запретом на полеты в Германию самолетов днепропетровской авиакомпании. По его мнению, «кризисная ситуация уже угрожает ухудшением двусторонних украинско-немецких отношений и вызвала широкий общественный резонанс».

Впрочем, под “широким общественным резонансом”, народный избранник, надо полагать, имеет ввиду пикеты нескольких общественных организаций, которые последовательно с августа месяца пикетировали офис «Люфтганзы», Германское посольство, Минтранс и уже в октябре МИД.

Здесь стоит напомнить, что любые не продуманные действия со стороны Украины, могут отразиться на других четырех отечественных авиакомпаниях выполняющих рейсы на Германию.

В конечном итоге конфликт двух субъектов экономической деятельности, в ближайшее время может перерасти в проблему, которая отразиться на отношениях между Украиной и Германией. Конфликт, в котором жесткая и, мягко говоря, неконструктивная позиция немецкой авиакомпании провоцирует «Днеправиа», вместо поиска компромисса, использовать для разрешения проблемы всевозможные средства, в т.ч. и апеллирование к высшим органам власти.

Источник: ugmk.info