Экстремалам стало мало роуп-джампинга, прыжков с парашютом, зорбинга и квадроциклов. Для того чтобы почувствовать себя свободными, все чаще бесстрашные выбирают параплан.
Кайф получают от того, что полет на безмоторном сверхлегком аппарате зависит только от тебя, твоих умений и опыта. Однако удовольствие далеко не из дешевых. Все чаще экстремалам предлагают не просто покататься раз-два, а приобрести необходимое снаряжение, стоимость которого колеблется в тысячах евро, чтобы приобщиться к «летающим» в любое время.
Да и инструктаж, в отличие от других опасных увлечений, достаточно длителен – в среднем около 25 часов. Однако инструкторы утверждают, все – ради того, чтобы избежать травматизма, как при взлете, так и во время полета и посадки.
Истоки
Испокон веков человек хотел научиться летать. Многие попытки стоили сумасшедшим изобретателям, экспериментаторам и ученым жизни. И только в прошлом веке этот процесс получил более или менее удачные образцы, способные поднять человека в воздух и живым-здоровым опустить на землю.
Многие экстремалы считают, что самое страшное – это прыжки с парашютом, однако психологи утверждают, что парапланеризм ему не уступает.
Во время полета на крыле используется энергия восходящих потоков воздуха. На равнинной местности для набора высоты и выхода в зону термических потоков используется лебедка, которая помогает разогнаться. Она может быть установлена как на транспорте, так и с собственным двигателем на земле.
Чаще всего парапланеристы стартуют с холмов, сопок или гор при наличии ветра. Для этого экстремалам, выбравшим для себя такое увлечение, следует знать не только принцип работы агрегата и собственные способности, но и географию для вычисления потоков.
Расшифровка понятия «параплан» страшит непросвещенных – «безмоторный сверхлегкий пилотируемый летательный аппарат, планер с мягким двухоболочковым крылом, которое надувается через воздухозаборники набегающим потоком воздуха». Профессионалы же уверяют, что после теоретического подготовительного курса этот страх проходит.
Природа Донетчины – как раз для парапланеризма
При подготовке материала для автора оказался большим сюрпризом факт существования клуба парапланеристов в регионе. Незамедлительно было принято решение пообщаться с его руководителем. Олег Большаков рассказал Донецкому порталу, что занимается этим видом спорта уже больше 30 лет.
«Я участвовал еще в первом и последнем Всесоюзном чемпионате по парапланеризму в 1991 году. Ехал как раз в день путча», – рассказывает руководитель Донецкого экстрим-клуба.
Начинал с дельтапланеризма, а потом – воздушный шар. Увлечение таким видом спорта у мужчины - с детства. Оба его дяди – летчики (военный и гражданский), поэтому в юности Олег очень хотел пойти в большую авиацию, но родные отговорили, предложив остановиться на малой.
Позже парню это действительно понравилось, учитывая весомые преимущества. «Большая индивидуальность. Гораздо больше чувствуешь себя птицей, вкус полета. Не нужно специального аэродрома», – рассказывает донецкий парапланерист.
Он до сих пор помнит свой первый полет на дельтаплане, с его незабываемыми и самыми яркими впечатлениями и эмоциями, тем более, это была зима. Однако тот раз называет подлетом. «Оторвался от земли всего на несколько метров и пролетел полтора-два десятка метров», – объясняет разницу между понятиями Большаков.
Обмен опытом
Клуб парапланеристов на Донетчине существует с 2002 года. Цели его - не только полетать и объединить единомышленников, но и попутешествовать по региону, используя экологический транспорт, так называемый зеленый туризм.
Помимо профильных клубов по всей Украине, есть в нашей стране и Федерация парапланеризма, которая занимается безопасностью воздушного пространства малой авиации. В частности, во время Евро-2012 во всех городах, принимающих Чемпионат, несмотря на сезон полетов, структурой были ограничены маршруты по времени и местоположению, за соблюдением чего велся строгий контроль.
Цена вопроса
Обучение займет 25 часов. «При летной погоде – это 10-14 дней теоретически, однако на практике выходит дольше», – отмечает Олег Большаков. Помимо времени, увлечение парапланеризмом также значительно облегчит кошелек. По словам донецкого парапланериста, обучение стоит от 400-450 до 550 евро.
А все из-за того, что амортизация (изношенность) у куполов – очень большая.
Стоимость параплана отечественного производства, но из хорошей ткани, 1200-1500 евро. Кроме того, нужно будет потратиться на подвесную систему – 200-500 евро и запасной парашют – 270-330 евро.
Некоторые из экстремалов используют Second Hand, где за все можно выложить порядка тысячи евро.
Так что удовольствие – далеко не из дешевых. Если же вы решили разово попробовать, то с инструктором это будет стоить 250 гривен, а самому – 200.
Безопасность
Пробуют себя в парпланеризме люди разных возрастов и пола. Сред пилотов, конечно, преобладают парни, но много и начинающих девушек. Есть среди парапланеристов и 60-летние люди, которые только делают первые шаги в этом виде спорта.
«Юридически заниматься парапланеризмом можно с 14 лет. Но мы стараемся набирать ребят постарше, чтобы были физически развиты, крепки, ведь параплан нужно поднять на себе. В частности, девушкам приходится помогать», – продолжает рассказ Олег Большаков.
Действительно при обучении, а потом и «в бою», приходится много бегать, выдерживая сопротивления агрегата у вас за спиной. Для этого нужно иметь сносную координацию движений и, что немаловажно, – хорошую реакцию.
Многие говорят, что боятся летать, но это все – инстинкты. В нас заложен страх высоты, особенно падения с нее. Если при первом полете-инструктаже он перерос не в панику, а в удовольствие, – значит все нормально.
Именно страх ограничивает людей от лихачеств, заставляя отказаться от полетов в неблагоприятную погоду или на непроверенном аппарате. Ведь почти 100% летных происшествий происходят по вине пилота.
Дельтаплан, аэрошют, паратрайк, мотопараплан, воздушный шар – в чем отличие?
Оказывается, все это – производные парапланеризма. Принцип одинаков – парение в воздухе, однако в каждом из этих видов экстрима – разная экипировка.
Например, внешне параплан похож на парашют типа «крыло», однако первый имеет эллипсовидную форму, а второй – прямоугольную. Кроме того, параплан – длиннее и больше по площади, имеет гладкую аэродинамически чистую поверхность с небольшим количеством тонких строп. Его конструкция не предназначена для раскрытия после прыжка из самолета.
Параплан – младший брат планеризма и дельтапланеризма, поэтому уместнее сравнивать его с ними, считают экстремалы. «Это – малая авиация», – подытоживает Олег Большаков.
Дельтаплан имеет жесткую конструкцию с балансирующим управлением. Однако его вес (25-40 кг + 5-10 кг подвесной системы) и процесс сборки (около получаса) заставляет почитателей такого вида полета все-таки отдавать предпочтение параплану. Принцип одинаков, а транспортировка и вес, все-таки на старте все это нужно поднять не себе, в разы меньше.
Аэрошют имеет мощный мотор и управление крылом прямоугольной формы, в качестве которого используется специальный парашют увеличенной площади. Кроме того, аэрошютное крыло снабжено перекрестным строплением, увеличенным воздухозаборником, силовым ленточным каркасом. Данный вид полетов стабилен и подходит для начинающих пилотов.
Принципиальное отличие аэрошюта от паратрайка – это то, что он управляется ногами и имеет большую грузоподъемность.
Паратрайком называется тележка или трайк, оснащенная двигателем с толкающим воздушным винтом, который осуществляет взлет и посадку при помощи колес или лыж.
Все эти параметры обеспечивают плавный взлет, полет и посадку. При добавлении в конструкцию паратрайка колесных шасси получается превращение в обычный парамотор.
Мотопараплан имеет небольшой легкий двигатель с винтом, размещаемый за спиной пилота. Тяга, создаваемая механизмом, толкает «летчика» в спину. Несколько схем мотопарапланов позволяют садиться как на ноги, так и на колеса тележки.
Использование этого вида параплана дает возможность не подстраиваться под погоду, а кататься тогда, когда этого хочется. Единственное исключение – полеты в сильную турбулентность, потому что из-за термической активности или ветра полет будет мало того, что некомфортный, но еще и небезопасный. Кроме того, летчик должен быть физически вынослив.
Воздушный шар специалисты называют не иначе как аэростатом. Это – летательный аппарат легче воздуха, использующий для полета подъемную силу заключенного в оболочке газа или нагретого воздуха с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха.
Для наполнения воздушных шаров, предназначенных для перемещения людей по воздуху, применяют водород или светильный газ.
Последний производный парапланеризма обычно используют не экстремалы, а романтики. К примеру, в прошлом году свадьба известного актера донецкого Драмтеатра Андрея Романия проходила с участием аэростата.
Что думают о парапланеризме экстремалы, и когда пришли к этому увлечению, мы узнали у донецких ребят.
«Интересное движение. Не пугает. Пробовал мотодельтаплан, похожий принцип. Советую всем», – рассказал экстремал Виталий Петрий. Девушки, оказывается, тоже не уступают в бесстрашии.
«Сама не пробовала, но очень хочу!!! Прыгала с парашютом, во всем прыжке мне больше всего понравилось управлять «крылом». Поэтому хочу попробовать параплан, чтобы парить высоко в небе, управляя своим полетом, чувствовать ветер и наблюдать малюсенькие предметы на земле», – поделилась своим опытом и будущими экстремальными планами Виолетта Кривова.
Рекорды в парапланеризме
Обычно в этом виде спорта основные критерии для рекорда – скорость или дальность полета. Однако в последнее время в разнообразных мировых изданиях появляются сообщения о возрасте людей, совершающих невероятные полеты. Так, в начале мая текущего года сначала пользователи YouTube, а потом и весь мир узнал о 104-летней киприотке, которая стала самым старым человеком планеты, совершившим полет на параплане.
Что касается профессиональных рекордов, то в 2009 году рекорд мира на открытую дальность составил 461 километр, а на высоту над точкой старта – четыре с половиной тысячи метров.