Главный аэропорт Украины, киевский Борисполь, и три других реконструированных к Евро-2012 аэропорта страны остаются убыточными. И еще долго будут нуждаться в дотациях, прогнозируют независимые экономисты.
Международный аэропорт Борисполь в начале августа решил выпустить облигации на 1 миллиард гривен (около 100 миллионов евро в эквиваленте) для финансирования достройки крупнейшего терминала D, перевода в него внутренних рейсов, возведения паркинга и железнодорожной станции. К концу августа аэропорту удалось разместить облигаций лишь на 250 миллионов гривен (25 миллионов евро).
Эксперты считают, что продажа тормозится из-за того, что недавно введенный в эксплуатацию терминал D пока не стал привлекательным для большинства украинских и иностранных авиакомпаний. Борисполь и другие три реконструированных к Евро-2012 украинских аэропорта (во Львове, Харькове и Донецке), по мнению специалистов, не смогут приносить прибыль и поэтому еще долго будут нуждаться в госдотациях.
Крупнейший авиатерминал пустует
Международный аэропорт Борисполь является главными воздушными воротами Украины. По официальной информации, он обеспечивает более 70 процентов авиационных пассажирских перевозок. К чемпионату Европу по футболу в Борисполе был построен терминал D, который считается одним из крупнейших в Восточной Европе. Его сооружение обошлось в 4,8 миллиарда гривен (480 миллионов евро). Администрация аэропорта заявляет, что его пропускная способность может достичь 15 миллионов пассажиров в год. Именно терминал D должен обслуживать большинство международных и местных рейсов.
Однако председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак заявил DW, что загрузить Борисполь и три других реконструированных для проведения Евро-2012 аэропорта будет совершенно нереально. По его мнению, из-за снижения в последние годы платежеспособности украинского населения нельзя ожидать увеличения внутренних авиаперевозок.
Пассажиропоток из-за границы тоже не вырастет. "Несмотря на успех Евро-2012, Украина осталась для большинства граждан Евросоюза неизвестной и непопулярной страной из-за неразвитости туристической инфраструктуры и неблагоприятного бизнес-климата", – объясняет Новак.
После пика пассажиропотока, который пришелся на время футбольного первенства континента, сейчас терминал D практически пустует. Отсюда пока стартуют только рейсы авиакомпаний-дискаунтеров Air Arabia из ОАЭ и норвежской Norwegian.
Безрезультатные переговоры
На церемонии открытия терминала D в мае 2012 года генеральный директор аэропорта "Борисполь" Антон Волов сообщил DW, что среди авиакомпаний, с которыми ведутся переговоры о переводе их рейсов в терминал D, есть и немецкая Lufthansa.
Сотрудница киевского представительства Lufthansa в частной беседе подтвердила факт переговоров с "Борисполем". Однако все попытки получить официальный комментарий на сей счет не увенчались успехом. Тем временем в украинскую прессу все чаще просачивается информация об острых противоречиях между дирекцией "Борисполя" и крупными украинскими и иностранными авиаперевозчиками.
Неприемлемые условия
Эксперт гражданской кампании "Европатруль" Вячеслав Коновалов в беседе с DW отметил, что причиной нежелания авиакомпаний переводить свои рейсы в терминал D являются неприемлемые условия, которые выдвигает дирекция "Борисполя", и "коррупционная составляющая".
По словам эксперта, менеджеров авиакомпаний, в частности, не устраивает то, что "Борисполь" навязывает им услуги своих сервисных структур по обслуживанию пассажиров и обработке багажа. "Российская "Трансаэро" уже решила вообще прекратить свои рейсы из "Борисполя" и перевести их в международный аэропорт Киев в столичном пригороде Жуляны", – добавил Коновалов.
Еще одной попыткой решить проблему прибыльности "Борисполя" стала идея правительства Украины отдать аэропорт в концессию. В феврале 2012 года вице-премьер правительства Украины Борис Колесников заявил, что переговоры об этом идут с четырьмя международными компаниями. Однако с тех пор никаких новостей об итогах этих переговоров не поступало.