Ведущие украинские авиаперевозчики воюют с аэропортом «Борисполь». Качество услуг от этого не повышается
«В расписании отправления рейсов авиакомпании ”Международные авиалинии Украины“ (МАУ) из аэропорта “Борисполь” возможны изменения. Учитывая невыполнение перевозчиком финансовых обязательств перед аэропортом, может быть принято решение о приостановлении обслуживания рейсов должника до возобновления финансовой дисциплины», — сообщила администрация аэропорта «Борисполь» на своей страничке в Facebook в конце августа. В МАУ тут же отреагировали на это заявление. «Заявления аэропорта ”Борисполь“, подобные сегодняшнему, наносят ущерб деятельности и репутации МАУ как надежной и социально ответственной авиакомпании, а попытки реализации аэропортом предупреждения о приостановлении обслуживания рейсов МАУ противоречат действующему законодательству Украины и будут оспорены авиакомпанией в судебном порядке», — такую информацию опубликовал авиаперевозчик. И тоже в Facebook. Затем стороны выпустили по пресс-релизу — и… перестали давать официальные комментарии.
Кому и за что
Администрация «Борисполя» не информирует, за какие услуги авиаперевозчик задолжал аэропорту и сколько именно. Участники рынка говорят, что цена вопроса может достигать десятков миллионов гривен, а речь, очевидно, идет об обслуживании аэропортом пассажиров. Косвенно это подтверждает и сама авиакомпания. «Аэропорт “Борисполь” систематически игнорирует пункт 2.2 приказа Министерства транспорта и связи Украины №337 от 26 апреля 2008 года о применении специальной ставки сбора за обслуживание трансферных пассажиров, выставляя авиакомпании счета по ставке за обслуживание прямых пассажиров, размер которой вдвое выше (10–17 долларов за обслуживание пассажира прямого рейса. — “Эксперт”). По этой причине формируется искусственный долг», — пояснили в пресс-службе авиакомпании.
По словам президента МАУ Юрия Мирошникова, нынешний конфликт возник после того как компания уведомила аэропорт, что теперь будет перечислять ему средства с учетом этой скидки, однако «Борисполь» проигнорировал это сообщение.
В аэропорту «Борисполь» утверждают, что долг МАУ не имеет отношения к сбору за трансферных пассажиров. И добавляют, что соответствующая информация зафиксирована в акте сверки с авиакомпанией от 1 августа 2012 года и аэропорт готов при согласии МАУ опубликовать подписанные обеими сторонами акты сверки и предоставить сведения о задолженности уполномоченным государственным органам или независимым аудиторам.
Эту информацию действительно легко проверить: в соответствии со стандартным договором между аэропортом и авиаперевозчиком, последний берет на себя обязательства вносить стопроцентную предоплату заказываемых услуг. Компании МАУ было бы достаточно обнародовать выставленные аэропортом счета и свои платежные документы. Тем не менее авиаперевозчик от такого шага решил воздержаться. «Эксперт» обратился в авиакомпанию с официальным запросом, однако ответа так и не получил.
Рычаг управления
Прецеденты, когда аэропорт обвинял авиакомпании в накоплении задолженностей, уже были. Так, 14 марта этого года «Борисполь» приостановил обслуживание около 20 рейсов перевозчика «АероСвіт» из-за несвоевременной оплаты услуг аэропорта. По этой же причине вовремя не сумели вылететь из «Борисполя» пассажиры код-шеринговых партнеров перевозчика, в том числе «Днеправиа», Georgian Airlines, «Аэрофлота». На следующий день администрация главных воздушных ворот страны предупредила общественность, что может приостановить обслуживание рейсов и других авиакомпаний-должников. «Аэропорт исчерпал внутренние возможности кредитования базовых авиакомпаний и рассматривает вопрос о применении хозяйственных санкций к тем из них, которые не выполняют условий договоров», — такую информацию распространила пресс-служба аэропорта, уточнив, что долги перевозчиков составляют несколько десятков миллионов гривен.
Среди должников оказался не только «АероСвіт», но и МАУ. Тогда компания «Международные авиалинии Украины» заверила, что повода у пассажиров для переживаний нет: авиаперевозчик утвердил график погашения долгов.
Скорее всего, большие финансовые траты, связанные с Евро-2012, вынудили администрацию воздушных ворот столицы более тщательно учитывать свои доходы. Общие затраты на подготовку «Борисполя» к чемпионату оцениваются примерно в пять миллиардов гривен. Только пополнение парка собственной службы такси обошлось почти в 50 млн гривен (см. «Шашечки наголо»).
А метод публичных угроз аэропорт, вероятно, позаимствовал у госпредприятия «Украерорух», в ведении которого находится диспетчерская служба. Оно неоднократно обещало компании «АероСвіт» отказать в своих услугах. А нынешней весной официально уведомило авиакомпанию о намерении приостановить обслуживание ее воздушных судов из-за накопившейся задолженности почти в 30 млн гривен. Буквально через несколько дней «АероСвіт» составил график погашения задолженности, и решение вопроса перешло в мирную стадию.
Интересно, что МАУ тогда же задолжала предприятию «Украерорух», по его данным, почти вдвое больше, однако публичных угроз в ее адрес не поступало. Госпредприятие лишь ограничилось информацией, что главный перевозчик в Украине перестал платить по счетам после продажи его госпакета акций частным лицам (см. «Полеты в темноте»). Возможно, именно новые собственники и стали причиной такого иммунитета авиакомпании: одним из новых совладельцев МАУ массмедиа тогда называли вице-премьера — министра инфраструктуры Бориса Колесникова.
Сейчас некоторые участники рынка говорят, что интерес министра к авиационной деятельности немного угас. Тому есть и косвенные подтверждения. По некоторым направлениям компанию МАУ стали теснить лоу-костеры, а из меню пассажиров перевозчика исчезло печенье производства кондитерской фабрики «Конти», принадлежащей Колесникову. Поэтому, видимо, «Борисполь» так открыто и давит на МАУ сегодня.
В подобных историях последнее слово всегда остается за монополистом, будь то «Украерорух» или воздушные ворота страны. «Бывает, что авиакомпании, имеющие задолженность, не желают ее погашать. Тогда аэропорт направляет им претензию, где указывает срок погашения задолженности, сумму долга и пояснение, как образовалась задолженность. В очень редких случаях злостным неплательщикам в тексте претензии указывается дата, с которой аэропорт приостанавливает оказание услуг для этой компании. Чаще всего после такого уведомления перевозчик оплачивает долг и вносит предоплату», — говорит Павел Прусак, коммерческий директор компании «Нью Системс АМ» (компания-оператор Международного аэропорта «Харьков», входит в группу DCH).
Дуэт испортился
Аэропортам невыгодно отказывать ведущим авиакомпаниям в обслуживании. На долю перевозчиков «Международные авиалинии Украины» и «АероСвіт» приходится свыше 75% всех пассажирских рейсов в Украине. То есть они же приносят львиную долю заработков аэропортам. Например, по данным «Борисполя», на МАУ приходится 25% всего пассажиропотока аэропорта.
Это означает, что и аэропорт, и авиакомпании заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта. В конце минувшей недели они вроде бы договорились. Но финансовое состояние авиакомпаний не дает повода для дальнейшего оптимизма. Так, недавно Генеральная прокуратура Украины предъявила два иска о взыскании с авиакомпаний «АероСвіт» и МАУ суммарно более 22 млн гривен задолженности перед Государственной авиационной службой.
Удивительное дело, но ведущие отечественные перевозчики декларируют убытки: по итогам 2011-го «АероСвіт» показал минус 1,456 млрд гривен, а чистый убыток МАУ составил 418,2 млн гривен. И это на фоне роста пассажирских перевозок: МАУ — на 18%, «АероСвіт» — на 63%. Такие печальные финансовые результаты авиакомпании объясняют открытием новых маршрутов, ростом цен на топливо, плохой конъюнктурой рынка (например, обострением ситуации в Египте, из-за чего зимой пришлось резко сократить количество чартеров в эту страну), а также дополнительными расходами на аэронавигацию и обслуживание в аэропортах.
Вместе с финансовыми результатами авиакомпаний падает и качество их сервиса. Пассажиры всё чаще отмечают: за последний год питание стало заметно хуже, в колл-центрах порой дают неверную информацию, бортпроводницы не всегда вежливы (видимо, работодатели экономят на персонале), рейсы авиакомпаний вылетают с опозданием, а в некоторых случаях их и вовсе отменяют без уведомления пассажиров. И самое печальное, что особой альтернативы у недовольных нет, ведь большинство прямых и удобных маршрутов из Украины выполняют пока только эти два авиаперевозчика.