Курсант-третьекурсник, погибший во время выполнения первого самостоятельного полёта, хорошо учился и был подготовлен. Как упал самолёт? Комментарии инструктора учащегося и Главнокомандующего Воздушных Сил Украины.
ЧП произошло накануне днём. На Чугуевском аэродроме разбился учебно-тренировочный самолёт Л-39 (1989 года выпуска) — им управлял 21-летний курсант лётного факультета Харьковского университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба. Пилот погиб. Это был первый самостоятельный полёт в жизни курсанта.
Воссоздать хронологию событий — после того, как специалисты расшифровали бортовые самописцы — сегодня для журналистов попытался Юрий Байдак, Главнокомандующий Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины.
«Пожара, возгорания в самолёте не было. Самолёт после взлёта выполнял набор высоты с большим углом атаки. Руководитель полётов дал курсанту команду уменьшить угол атаки, но курсант (по средствам объективного контроля на реакцию ручки управления), он чуть-чуть отдал от себя ручку управления, а потом снова взял. После чего самолёт начал сваливаться на правое крыло. Столкнулся с землёй, и потом уже произошло возгорание самолёта. Загорелось в топливном баке», — рассказывает Байдак.
«Комиссия будет исследовать всё это (данные бортовых самописцев — ред.) , они будут каждый параметр досконально изучать. То, что мы вчера посмотрели визуально, допустим, отказа двигателя там не было, — то есть это всё прописываются, эти команды, отказа каких-то систем не было. Он задрал самолёт под большой угол и начал «валить на крыло». Он коснулся крылом, его развернуло, он упал на кабину, по всей видимости, он погиб, потом его ещё раз перевернуло, он начал уже гореть, потому что топлива много, топливо вылилось. И потом пилота выбросило из кабины», — описал «МП» предварительную картину произошедшего Юрий Байдак.
«Аэродром там, два с половиной километра, посредине аэродрома начал отрываться, набрал метров десять, точно я сказать не могу, и свалился. Разрушений на земле нет. Обломки самолёта находятся на аэродроме. Будет полностью самолёт разобран буквально до винтика для того, чтобы выяснить возможные причины», — сказал Главнокомандующий Воздушных Сил.
При этом, как утверждает Юрий Байдак, руководитель полётов давал курсанту команду катапультироваться.
«Но лётчик не реагировал. То есть средства спасения он не использовал», — утверждает Байдак.
По факту происшествия возбуждено уголовное дело.
Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины Владимир Замана заявил: «рассматриваются две версии авиакатастрофы — неисправность самолёта и ошибка пилота». Слова Владимира Заманы приводит официальный сайт Минобороны:
«На данный момент расшифрованы плёнки объективного контроля, по результатам изучения которых предварительно установлено, что самолёт был исправным. Вероятной причиной авиакатастрофы является человеческий фактор», — сказал Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины.
В университете о погибшем курсанте говорят как об «отличнике». Лётную программу, утверждают в вузе, он усвоил успешно. С инструктором совершил 71 полёт — чуть больше 15-ти часов в воздухе.
Евгений Дьяков, старший лётчик-инструктор, майор: «Курсант в полётах показывал хорошее качество выполнения полётов. Нареканий на технику пилотирования у меня не возникало [...]. В результате выполненных полётов я увидел у курсанта качество выполнения, достаточное для выполнения тренировочного полёта. И подал на проверку данного курсанта командиру звена, и далее командир звена подал на проверку заместителю начальника Харьковского университета Воздушных Сил по лётной подготовке. Курсант был допущен командиром звена и заместителем начальника университета по лётной подготовке к тренировочному полёту. У них не возникло ни малейшей мысли о том, что курсант не сможет полететь тренировочный».
Задание, которое выполнял курсант, называется «контрольным либо тренировочным полётом по кругу».
«Я в этот момент находился на земле, разбирал полёт с другим курсантом, но видел произошедшее. Команд я не мог услышать, потому что это всё происходит по радио. Те действия, которые произошли на самом деле, у меня этому объяснения нет. Честно скажу, я затрудняюсь ответить, почему. Потому что на взлёте, а я постоянно контролирую, как курсанты это делают […]. Те взлёты, которые выполнял курсант со мной, нареканий у меня совершенно не было. То есть он выполнял чётко, грамотно, без отклонений», — утверждает лётчик-инструктор.
Однокурсники погибшего сегодня тоже вышли к прессе. Говорят, произошедшего не видели. Предполагать, что случилось, курсанты не берутся. Однако, летать всё равно не боятся.
Пока же, до выяснения обстоятельств происшествия, полёты на Л-39 приостановлены.
Погибший курсант был родом из Сумской области. По данным пресс-службы регионального медиацентра Минобороны, сегодня в Чугуев должна приехать его мать. По предварительной информации, похороны пройдут на родине курсанта во вторник.