Луганский аэропорт переживает не лучшие времена. Если во времена СССР он входил в десятку лучших, то сегодня он принимает в среднем лишь по 6 самолетов в день. Кардинально же изменить ситуацию получится только тогда, когда услуги авиации станут доступными для большинства жителей Луганской области.
В Грецию и Турцию – и зимой, и летом
Как рассказал генеральный директор областного коммунального предприятия «Международный аэропорт Луганск» Василий Татаринов, сейчас из Луганска осуществляются 3 регулярных рейса. На Москву (во Внуково) летают самолеты российской «Ютэйр», на Киев – ее дочки «Ютэйр-Украина» (в Борисполь) и украинской компании «Мотор Сич» (в Жуляны). «Ютэйр» использует в основном самолеты ATR-42, «Мотор-Сич» - Ан-24.
Кроме этого, в период весенне-летней навигации из Луганска в Турцию и Египет летали «Боинги» «Международных авиалиний Украины» («МАУ»).
По словам Василия Татаринова, руководство аэропорта ведет переговоры о новых рейсах в Грецию и возобновлении летом рейсов в Турцию и Египет.
«Сейчас у нас договора заключены с авиакомпанией «Астра» (Astra Airlines – ред.), которая базируется в Салониках в Греции. В весенне-летнюю навигацию будем летать один раз в неделю в Салоники. Греческая авиакомпания будет летать. С «Международной авиакомпанией Украины» («МАУ» - ред.), которая выполняла рейсы на Турцию, тоже подписана летняя программа», - отметил Василий Татаринов.
Одна из главных задач, которую пытается решить руководство аэропорта, - это обеспечение возможности дальних рейсов из Луганска самолетами типа «Боинг» и «Эйрбас» не только в летний период, но в осенне-зимнюю навигацию. Дело в том, что луганский аэропорт просто не имеет необходимой техники для обслуживания в зимних условиях таких крупных самолетов.
«Техника, которая обслуживает самолетно-моторный парк старая. Последнюю машину - бочку топливозаправочную – мы получили в 90-м году. А все остальное – начиная с 67-го года и по 87-й год включительно. Ясное дело, для современной машины типа «Боинга», «Эйрбаса» они не подходят», - пояснил Василий Татаринов.
Руководство аэропорта договаривается по приобретению новой техники с облгосадминистрацией и облсоветом. Получится ли это, пока неизвестно, поскольку речь идет о миллионах гривень. Например, только одно пусковое устройство «Grand power» обойдется в 4,5 млн. грн. Цистерна для подвоза питьевой воды – в 2,8 млн. грн.
Долгая реконструкция
Что же касается состояния аэровокзала и самого аэродрома, взлетно-посадочной полосы, то за последние годы их привели в порядок (помогло в этом и проведение в Украине чемпионата по футболу Евро-2012). Однако, по словам Василия Татаринова, ряд объектов еще нуждаются в улучшении. В целом, для полной реконструкции аэропорта необходимо около 250 млн. грн. (такая сумма называлась, исходя из цен 2009 года).
Например, в сентябре были завершены работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы. «Выполнена поверхностная часть полосы, ремонт рулевой дорожки №1 и перрона. Мне радостно видеть, что мы хотя бы поверхностную часть всего аэродрома привели в порядок», - заявил Василий Татаринов.
В целом на полосу было использовано 33,5 млн. грн. Однако для того, чтобы ВПП луганского аэропорта соответствовала всем международным стандартам необходимо 105 млн. грн.
Подобные работы нужны не только для безопасности полетов и удобства пассажиров. Улучшение состояния объектов аэропорта – важный фактор при ведении переговоров по привлечению в Луганск новых авиакомпаний.
Донецкий «конкурент»
К сожалению, Украина не может позволить себе развивать все аэропорты в должной мере одновременно. В случае с Донбассом государство уделяет больше внимания донецкому аэропорту, чем луганскому.
Так, отвечая на вопрос о реализации идеи сделать в Луганске своеобразный «аэродром подскока» для азиатских направлений, Василий Татаринов отметил: «Да, мы самая восточная область, «дальний восток» Украины. Это был интерес только области, с помощью области мы «пробивали» это дело. Но по определенным причинам у нас это не получилось – сделали Донецк… Причина? Разве не знаете причину?».
В целом, по словам Василия Татаринова, суммы выделяемые аэропортам в Донецке и в Луганске просто несопоставимы. «Вы, наверное, знаете, стоимость полосы в Донецке – 250 млн. долл. Мы же просили для реконструкции всего аэродрома «Луганск» максимум 250 млн. грн.», - добавил он.
Отметим, что по информации издания «Наши деньги», общая стоимость развития донецкого аэропорта в соответствии с постановлением Кабмина, составляет 6,97 млрд. грн. Понятно, что во многом этому способствовало и проведение в Донецке матчей Евро-2012. В Луганске также надеялись, что аэропорт будет задействован для приема футбольных болельщиков.
«Вначале мы были дополнительным аэропортом для Донецка. Потом запасным аэропортом для Донецка. И, в конце концов, – никаким», - напомнил гендиректор аэропорта «Луганск».
Область без «крыльев»
Василий Татаринов также рассказал, что в этом году перестало существовать ОАО «Луганские авиалинии». Таким образом, область лишилась «собственной» авиакомпании.
ОАО «Луганские авиалинии» было создано в 2003 году путем преобразования одноименного госпредприятия в акционерное общество. В сентябре 2007 года ООО «Восточно-Украинская металлургическая компания» выиграла конкурс по продаже основного пакета акций авиакомпании, сосредоточив все акции авиаперевозчика.
Проблемы у компании начались фактически сразу. Уже в 2008 году «Луганские авиалинии» получили убыток 2,16 млн. грн., сократив чистый доход на 46,25%, или на 12,483 млн. грн. (по сравнению с 2007 годом) до 14,508 млн. грн.
Через два года Хозяйственный суд Луганской области признал «Луганские авиалинии» банкротом.
По словам Василия Татаринова, из пяти Ан-24 «Луганских авиалиний» четыре уже порезаны на металлолом. Еще один (точнее сказать, его каркас) продан в Луганский музей авиации.
Гендиректор аэропорта, связывает такой печальный итог с непрофессионализмом менеджеров «Луганских авиалиний»: «Это произошло, благодаря людям, которые далеки от авиации. Они думали, что это то же, что и «Мерседес», но это авиация. Она постоянно требует внимания».
Создание новой «луганской» авиакомпании – вопрос очень далекого будущего. К примеру, стоимость нового турбовинтового самолета Ан-140 оставляет порядка 7,8 млн. долл., реактивного Ан-148 – около 28 млн. грн. «Область просто не потянет такую машину», - подчеркнул Василий Татаринов.
Авиация - для каждого украинца?
Несмотря на все сложности, луганскому аэропорту удается развиваться. Последние 3 года областное предприятие работает с прибылью. С начала года аэропорт получил 1 млн. 68 тыс. грн. В областной бюджет ОКП перечислило 160 тыс. грн.
На предприятии работают более 280 человек. Средняя заработная плата по предприятию – 2985 грн.
По словам Василия Татаринова, ежегодно из аэропорта Луганска перевозится максимум 30 тыс. пассажиров. При соответствующем финансировании возможности аэропорта можно было бы использовать в полной мере. «В свое время (при СССР – ред.) до миллиона пассажиров не хватало этих же 30 тысяч. Это когда стоимость билета до Киева была 18,50. А сейчас – от 650 до 900 грн.», - отметил гендиректор аэропорта.
При этом Василий Татаринов подчеркнул, что сейчас услуги авиации доступны далеко не всем украинцам. «Самолет или авиация – это баловство богатых. Даже вот генеральный директор аэропорта – я уже не позволю себе, допустим, туда и обратно слетать поужинать или провести время в том же Киеве. Только по делам летаю», - добавил он.
Василий Татаринов считает, что по-настоящему пассажирская авиация в Украине, в том числе и в Луганской области, сможет развиваться лишь тогда, когда ее услуги станут доступными для большинства украинцев: «Главное – чтобы стоимость авиационного билета была такой, чтобы мог и простой человек полететь».