Сегодня многие авиакомпании стран СНГ активно обновляют парк воздушных судов и все чаще отдают предпочтение региональным самолетам, которые более эффективны на маршрутах короткой и средней дальности. В частности, в этом году авиакомпания Belavia получила первые два самолетаEmbraer 175 вместимостью 76 кресел. Парк перевозчика Air Astana в начале ноября пополнился уже шестым по счету Embraer E-190. Другие операторы стран СНГ, включая ряд перевозчиков из Украины и Молдавии, также в 2012 году пополнили свой флот западными региональными самолетами.
Таблица 1. Количество эксплуатируемых региональных ВС в СНГ. Источник: Ascend
«Региональные самолеты вместимостью 80-120 кресел позволяют обеспечить высокую загрузку и увеличить количество рейсов на внутренних направлениях и между странами СНГ. При грамотном прогнозировании пассажиропотока и эффективном использовании парка судов авиакомпания может достичь более высоких показателей бизнеса. Немалую роль играет и цена воздушных судов. К примеру, абсолютно новый региональный E-195 вместимостью120 кресел обойдется в 34 млн. USD, в то время как магистральный Airbus A319 на 150мест уже будет стоить свыше 40 млн. USD», - говорит Гядиминас Щаудвитис, заместитель генерального директора AviaAM Leasing.
Согласно прогнозу Bombardier, менее чем за 20 лет количество самолетов вместимостью60-100 мест увеличится на 4 тыс. единиц. По мнению Гядиминаса Щаудвитиса,наибольший спрос придется на воздушные суда производства Embraer иBombardier.
Таблица 2. Региональные типы воздушных судов в СНГ. Источник: Ascend
Конкуренция на рынке
Embraer и Bombardier не единственные производители, которые могут предложить современные региональные самолеты.Китайская компания COMAC планирует к концу 2013 года поставить клиентам первый региональный самолет ARJ21. Японская Mitsubishi Aircraft Corporation презентует региональный самолет MRJ летом 2015года. Это свидетельствует о высоком спросе на региональные типы судов по всему миру.
Современный региональный самолет российского производства SSJ100, серийное производство которого началось несколько лет назад, успешно эксплуатируется авиакомпаниями в России и СНГ. SSJ100 - это новый проект, поэтому российскому производителю придется приложить максимум усилий для того, чтобы успешно конкурировать с западными концернами, техника которых хорошо известна на рынке.
СамолетыEmbraer и Bombardier эксплуатируются многими операторами и имеют широкую сеть авторизованных центров послепродажного обслуживания по всему миру. Российский SSJ100 пока еще только формирует глобальную сеть провайдеров ТОиР и поставщиков запчастей и комплектующих.
Таблица 3.Мировые поставки и невыполненные заказы на крупные региональные ВС.
Ограниченный допуск
Российский рынок обладает наибольшим потенциалом для развития в регионе стран СНГ, однако пока он остается недоступным для крупных региональных самолетов типа Embraer 170/190 и CRJ 700 Series из-за отсутствия соответствующих сертификатов.
Несмотря на то, что в России действует государственная программа субсидирования приобретения региональных ВС, она распространяется только на суда малой и средней вместимости. Авиакомпании при этом нуждаются и в более крупных региональных самолетах.
Российские власти продолжают программу по развитию региональной авиации, и ее рост и распространение может в будущем помочь зарубежным производителям крупных региональных самолетов получить разрешение на их эксплуатацию в РФ. Одним из самых ярких сигналов в этом направлении послужило решение МАК о выдаче сертификатов для двигателей типа CF34-8 (CRJ700 и E-175) и CF34-10E (E-190) в сентябре 2012 года.
«Стремление национальных властей поддерживать своих производителей можно понять, однако стимулировать развитие региональной авиации невозможно без новых более эффективных самолетов,обеспеченных развитой сетью послепродажного обслуживания. Самолет SSJ100 еще наберет свою популярность среди мировых операторов, однако для этого нужно время. До этого момента перевозчики стран СНГ продолжат поиск эффективных решений,и мы уверены, что Bombardier и Embraerсделают все, чтобы извлечь максимальную пользу из растущего спроса на региональные самолеты», - говорит Гядиминас Щаудивитис.
Более подробная информация: http://www.aviaam.com/