07.12.12 
Ветераны Харьковского объединенного авиационного отряда отмечают 7 декабря День гражданской авиации. 

В советские годы именно они доставляли харьковчан в любой уголок страны, а также помогали сельскому хозяйству и медикам. Об особенностях летной профессии рассказали пилоты.

Расцвет пришелся на 1960–1980 годы

История украинской гражданской авиации неразрывно связана с Первой столицей и начинается с создания в 1923 году Харьковского авиационного предприятия. Тогда в Сокольниках открылось акционерное общество «Укрвоздухпуть», и уже в марте следующего года самолеты компании стали совершать регулярные рейсы по Украине и за рубеж.

Собственно, с 1923 года ведет свою историю и Харьковский объединенный авиаотряд. Но, как отмечают авиаторы, его расцвет пришелся на 1960–1980 годы. Летчик-ветеран Николай Фоменко рассказывает, что в то время отряд состоял из аэропорта, в который входили все наземные службы, и двух авиаотрядов: применения авиации в народном хозяйстве и транспортного отряда.

Василий Ищенко провел в небе более 13 тысяч часов и пилотировал разные самолеты. Из 30 лет работы в Харьковском объединенном авиаотряде 20 лет летал на передовых самолетах того времени Ту-134. Как рассказывает Василий Петрович, в авиаотряде тогда было более 20 машин, которые обслуживали две эскадрильи по 25 экипажей. Каждый экипаж за месяц облетал весь Советский Союз – рейсы из Харькова были во все столицы союзных республик. Но не все пилоты любили Харьков за его непростую взлетную полосу.

– Харьковский аэропорт мы называли «непотопляемый авианосец Харьков», – вспоминает Василий Ищенко. – Потому что полоса тогда была очень короткой, всего 2200 метров вместо стандартной 2500 метров, к тому же она была неровная, и таким большим самолетам, как Ту-134, очень сложно было произвести посадку.

Пилот рассказывает: чтобы приземлиться на такой аэродром в непогоду, нужно было обладать большим мастерством. Харьковчане знали специфику поля, а вот чужим пилотам было непросто. Однажды грузинский Ту-124 при посадке даже повредил себе шасси, а многие просто выкатывались за пределы полосы.

Пилоты Харьковского авиационного отряда гордятся своей летной школой.

– Харьковский отряд был знаменит тем, что здесь летчиков учили летать, – отмечает Василий Ищенко. – Муштры не было, но в отношении качества выполнения полетов – все было очень строго. Я и сам пять лет занимался вводом в строй молодых командиров самолета Ан-2, поэтому могу сказать, что от нас недоученными пилоты не уходили. Безопасность — прежде всего, ведь ответственность большая: за спиной пилота 70–80 пассажиров.

Хотя случались и нестандартные ситуации. На взлете в аэропорту Ташкента самолет столкнулся с птицей, которая попала в штурманское стекло. Стекло лопнуло, и пилоты засомневались: как пройдет полет с таким повреждением? Но машина была заправлена под завязку, и сразу сесть из-за веса они просто не могли. В ближайшем аэропорту в Астрахани был туман, поэтому пришлось садиться на запасном аэродроме в Красноводске, где по окраинам аэродрома ходили верблюды и пассажирские лайнеры там вряд ли видели. Неполадку устранили, и до Харькова экипаж довел машину без приключений.

Герой полей Ан-2 – любимец пилотов

Облетал весь Союз на Ан-2 и пилот-ветеран из 267-го отряда спецприменения и транспортной перевозки Петр Пискун. 

– Летали на сельскохозяйственные работы, перевозили грузы и людей по всей Украине, в Ленинградскую область, Прибалтику, Среднюю Азию, Алтай, Азербайджан. Был и на Севере. А на аэродроме Чукотки даже сыграл на баяне «Катюшу», чтобы на том берегу Берингова пролива американцы услышали, – шутит летчик.

Петр Пискун рассказывает, что на летном веку бывало всякое: и трудности, и романтика, но «первым делом» всегда оставались самолеты. А однажды, когда он со своим командиром Николаем Фоменко на Ан-2 опрыскивал химикатами свекольные поля в Барвенковском районе, случилось ЧП.

– Только оторвались от земли, как вдруг взрыв, и из карбюратора на стекло кабины вырывается пламя, – живо описывает те события пилот. – Мы сразу слили химикаты, но все же с трудом стали набирать высоту. А впереди – лесополоса, железная дорога и яр. Что делать?

Из-за пламени командир ничего не видел. Тогда второй пилот Петр Пискун, высунувшись в боковую форточку, стал корректировать полет.

– Так протянули через посадку и зацепились задним колесом за дерево, – вспоминает Петр Пискун. – Говорю: «Коля, давай садиться в яр плашмя». Однако самолету удалось набрать высоту. Развернулись на 180 градусов, и тут перед нами курятник, над которым возвышается громоотвод. А пламя все сильней. Но все-таки обошли курятник и... плюхнулись на аэродром с боковым ветром. Когда вышли из кабины, нас аж трясло...
 Позже техники определили причину пожара – производственный брак в двигателе. Пилоты спаслись благодаря чуду и своему мастерству.

Запомнился штурману еще один случай, когда они перевозили на «кукурузнике» пассажиров.

– Летели рейсом Харьков–Полтава–Кировоград–Харьков. И вдруг в Полтавской области диспетчер объявляет о том, что надвигается грозовой фронт. Смотрим – горизонт закрыт сплошной черной пеленой, сверкают молнии. Как прорваться в Харьков, да еще с пассажирами на борту? – даже по прошествии стольких лет горячится летчик.
 Пилоты решили сменить курс и лететь на запасной аэродром в Сумы, но грозовой фронт добрался туда раньше самолета и Сумы тоже закрыли. 

– Как штурман, я быстро рассчитываю новый курс – спешу так, что из-под линейки аж дым идет, – смеется Петр Пискун. 

Пришлось экипажу лететь дальше, в Белгород, хорошо, что топлива хватило. Сделав изрядный крюк, экипаж провел сквозь непогоду свой борт целым и невредимым.

«Пилот – самая мужская профессия»

В 1995 году Харьковский объединенный авиаотряд был преобразован в Харьковское государственное авиационное предприятие Государственной авиакомпании «Авиалинии Украины». Большинство коллег, летавших с Николаем Фоменко, уже давно находятся на заслуженном отдыхе, но ветеран все еще в строю.

– Летать не летаю, но  из авиации не ушел, – улыбается 74-летний летчик. – Как представитель авиационного концерна занимаюсь предполетной подготовкой пассажиров – продажей билетов и организацией туристических полетов.

Николай Фоменко с сожалением говорит о том, как в девяностых Харьковский объединенный авиаотряд прекратил свое существование. Вместе с ним не стало селхозавиации, а транспортными и пассажирскими перевозками теперь занимаются около ста отечественных и иностранных авиакомпаний.

–  Сегодня происходят слабые попытки возродить сельскохозяйственную авиацию, но отечественной техники уже нет, а для разработки новой нужны средства и время, – резюмирует Николай Фоменко.

Подтверждает слова своего товарища и пилот, проработавший четверть века в Харьковском авиаотряде на Ан-2, Николай Пилипенко.

– В Харькове авиации спецприменения нет, а раньше в народном хозяйстве у нас дел было невпроворот, – отмечает Николай Пилипенко. – Хотя в отдельных частных компаниях мои товарищи еще обрабатывают сельхозугодья.

По мнению Василия Ищенко, сейчас и пассажирских рейсов стало гораздо меньше, чем в бытность отряда.

– Такой интенсивности полетов, как тогда, уже нет и, наверное, долго не будет, – считает пилот. – Когда я летал, взлетная полоса была постоянно занята, а летом самолеты даже не успевали остывать перед отправлением в новый рейс.

А еще ветераны опасаются, что с ушедшим в историю Харьковским авиаотрядом прервались лучшие традиции пилотов, в том числе была утрачена база подготовки профессионалов, которая существовала в Союзе.

– Каждая авиакомпания сейчас сама готовит летный состав, – объясняет Николай Фоменко. – Централизованной подготовки теперь не существует, и, по моему мнению, это может сказаться на профессионализме летчиков.

Возродить отечественную авиацию Украина просто обязана, уверены пилоты.

– В 23 года я на истребителе преодолел скорость звука, перевозил пассажиров, выполнял фигуры высшего пилотажа, обучал летный состав, – перечисляет Николай Фоменко. – Я считаю, что пилот – это самая мужская профессия, и мне бы хотелось, чтобы и сейчас детвора мечтала о покорении неба.

Харьковские женщины тоже покоряли небо

Среди представителей «мужской профессии» находили свое место под солнцем и представительницы прекрасной половины человечества. Одним из пилотов Харьковского объединенного авиаотряда была Тамила Мялица. Эта смелая женщина имела сотни парашютных прыжков и солидный налет в качестве командира на Ан-2. Она также была первой женщиной за штурвалами Ан-24 и Ан-26. На XXVI съезде Компартии Украины Тамила Мялица представляла Харьковский авиаотряд.

Джерело Вечерний Харьков   Автор: Сергей Киш