За последние три года в аэропорту Борисполь зафиксировано 22 инцидента связанных с птицами. Но угроза пассажирам со стороны пернатых нарастает - всего в двух километрах от главных воздушных ворот страны расположился полигон для бытовых отходов.
Одной из серьезных проблем в авиации является столкновение воздушных судов с птицами. По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), с 1998 года в результате этих инцидентов погибли 219 человек. Убытки авиационной отрасли от таких происшествий составляют порядка 1,2-1,5 млрд долларов в год. Они включают как прямые затраты, связанные с ремонтом двигателей и планера, так и косвенные, которые обусловлены простоем самолета на земле, задержками и изменениями в расписании рейсов, а также выплатой компенсации пассажирам.
В период с 2008 по 2011 год зафиксированы 106 случаев столкновения воздушных судов с птицами. Из них 24 – в 2008-м, по 25 – в 2009 и 2010-м годах и 32 – в 2011-м. При этом 22 инцидента имели место в столичном аэропорту Борисполь. Для решения этой проблемы существуют специальные орнитологические службы, которые обеспечивают безопасность полетов в рамках своей компетенции. Однако порой их усилий недостаточно, и к данному вопросу следует подходить комплексно. Речь идет о правильном планировании территории не только самого предприятия, но и близлежащих земель, поскольку любой неправильно расположенный объект несет угрозу самолетам, которые взлетают или заходят на посадку. Это касается не только строений, но и, например, городских свалок, которые довольно часто располагаются недалеко от аэродромов.
Размещение таких площадей регламентируется статьей 68 Воздушного кодекса Украины, которая запрещает открытое складирование пищевых отходов либо расположение свалок на расстоянии 15 км от границ аэродрома. "До настоящего момента существует запрет на размещение свалок на расстоянии до 15 км от границы аэродрома. Такой запрет существует на протяжении последних нескольких лет. И если разрешение на размещение свалки выдано во время действия данного запрета, то безусловно оно выдано с нарушением этих норм", – сказал Центру транспортных стратегий партнер юридической фирмы Rabomizo Денис Рабомизо.
На данной свалке выявлены около 200 птиц. Дважды в сутки птицы, мигрируя в направлении реки Днепр, пересекают пути движения воздушных судов и создают угрозу для безопасности полетов.
Однако придерживаются этой нормы далеко не всегда. Так, всего в двух километрах от главных воздушных ворот страны расположился полигон размером 6 га для размещения твердых бытовых отходов. Этот объект использует на условиях аренды бориспольское ООО "Эко-Сервис", которое заключило соответствующий договор с Бориспольским производственным управлением коммунального хозяйства. Следует отметить, что по итогам проверок в 2011 году Государственная экологическая инспекция в Киевской области уже издавала временный запрет на ведение производственной деятельности предприятия за отсутствие разрешения на размещение отходов. Ответить на вопрос Центра транспортных стратегий, есть ли у компании официальное "добро" от экологов сейчас, в Госэкоинспекции ответить затруднились.
Государственная авиационная служба после многочисленных обращений к самой компании местным властям подала иск в Хозяйственный суд Киевской области с требованием прекратить деятельность "Эко-Сервиса" на полигоне. Согласно ее заявлению, текстом которого располагает Центр транспортных стратегий, в 2012 году зафиксированы пять случаев столкновения птиц с самолетами в районе аэропорта. "На данной свалке выявлены около 200 птиц. Дважды в сутки птицы, мигрируя в направлении реки Днепр, пересекают пути движения воздушных судов и создают угрозу для безопасности полетов", – сказано в документе. Пернатые движутся на высоте около 100 м.
Рассмотрев заявление Госавиаслужбы, судья назначил заседание по делу на 9 января текущего года. Однако, выслушав аргументы сторон, потребовал дополнительные материалы и время на их изучение. Следующее разбирательство состоится 30 января в 14:30. "Представители "Эко-Сервиса" доказывали, что их деятельность ведется в рамках правового поля. Суд запросил у них дополнительные документы, которые бы подтверждали это", – сообщил Центру транспортных стратегий один из участников судебного процесса, пожелавший остаться неизвестным. Получить комментарий "Эко-Сервиса" не удалось: телефон компании не отвечал. Государственное предприятие "Международный аэропорт Борисполь", которое выступает третьей стороной по данному делу, также пока воздерживается от публичных заявлений.
Однако пока проблема с птицами, пролетающими вблизи главного аэропорта страны, остается нерешенной. "Вопрос безопасности полетов органами государственной власти и местного самоуправления не решен, а ООО "Эко-Сервис" продолжает осуществлять хозяйственную деятельность на приаэродромной территории", – сказано в исковом заявлении. Остается дождаться, что же скажет суд по итогам заседания 30 января.