02.11.06 
Вчера вице-премьер Андрей Клюев заявил, что в следующем году правительство намерено заменить инвестиции в крупнейшие отрасли машиностроения на прямое субсидирование кредитов.
Миллиарды гривен будут направлены на выплаты процентов по кредитам государственных и контролируемых государством предприятий. Инициатива настолько нова, что удивила даже видавших виды промышленников.

Вчера в Кабинете министров прошла пресс-конференция, в ходе которой вице-премьер Андрей Клюев заявил, что в проекте бюджета на 2007 год планируется заложить средства для погашения процентных ставок по кредитам, полученным субъектами машиностроительной отрасли. “Мы на авиастроение берем пятьсот миллионов гривен в госбюджете и, выплачивая за счет этих денег проценты по кредитам, при процентной ставке в 10-15 процентов, мы можем сразу получить четыре-пять миллиардов гривен и профинансировать авиастроение”, — предложил господин Клюев. По его словам, таким образом и в таких же объемах будут финансироваться и другие отрасли: судостроение, энергетическое машиностроение. Источник в Минпромполитики сообщил, что на сегодня наиболее реальными претендентами на финансирование Кабмина являются крупные предприятия: АНТК им. Антонова, ОАО “Турбоатом”, ОАО “Южмаш” и ГП “Заря-Машпроект”.

Руководители крупнейших машиностроительных предприятий, хотя и были несколько удивлены инициативой правительства, оценивают ее позитивно. “Верится с трудом, но если это так, то это было бы большим плюсом для машиностроителей, — говорит директор завода “Электротяжмаш” Виталий Чередник. — Предприятия могли бы провести техническое перевооружение. К примеру, нашему заводу для этой цели потребовалось бы 250 миллионов”. С ним соглашаются представители АНТК им. Антонова. “Одного миллиарда долларов хватило бы для потребностей всего украинского авиапрома. Однако сейчас основные заемщики — это самолетостроители, которым кредиты нужны под конкретные заказы на самолеты, а этих заказов не так уж и много”, — говорит пресс-секретарь АНТК им. Антонова Андрей Савенко. Генеральный директор корпорации “Антонов” Анатолий Мялица считает, что для технического перевооружения авиапрома требуется не менее 600 млн. долларов. Однако трудность заключается в том, что сначала нужно убедить банкиров, что это перевооружение принесет свои плоды.

Несколько иной точки зрения придерживается гендиректор ОАО “Тяжмаштехнология” (поставщик комплектующих для ОАО “Южмаш” и ХАЗа) Игорь Павленко. “Для того чтобы поднять авиацию, одного миллиарда долларов недостаточно. Реальный объем необходимых в эту отрасль инвестиций — не менее пяти миллиардов долларов. Но “вдохнуть жизнь” в авиастроение, которое находится в сложной ситуации, таким образом будет возможно”. Гендиректор компании “Хармашинвест-Холдинг” Александр Павлов считает, что 1 млрд. долларов было бы достаточно для подъема энергетического машиностроения на Украине: “Один миллиард долларов кредитных средств — это достаточный объем. Я считаю, что инициатива правительства способна реанимировать отрасль, если деньги, конечно, не разворуют”.

Эксперты считают, что деньги из госбюджета смогут использовать только некоторые предприятия, так как украинские банки не смогут предоставить такие крупные кредиты. “Нашим банкам не под силу удовлетворить аппетиты промышленников, а у иностранных банков слишком высокие требования. Учитывая то, что объекты кредитования это, в основном, предприятия, которые долгое время работали в убыточном режиме, вряд ли получится убедить иностранных банкиров в привлекательности такой авантюры”, — говорит аналитик компании “Миллениум Капитал” Алексей Некраса.

Впрочем, по мнению заместителя директора Центра содействия институционального развития государственной службы Александра Ляха, прямые государственные субсидии противоречат правилам конкуренции и могут привести к антидемпинговым расследованиям. “Лучше было бы субсидировать через льготное налогообложение, а также через страхование рисков кредитования. Ведь было множество примеров, когда прямые субсидии приводили к разбирательствам между США и Евросоюзом. В 2002 году США приняли ряд мер для защиты от европейских импортеров стали, в результате это привело к повышению цен на американскую сталь и вызвало возмущение американских потребителей этой продукции и Евросоюза”, — отметил господин Лях.

http://ukrrudprom.com/digest/dfbesprec021106.html