Госавиаслужба Украины и Росавиация намерены открыть свободный доступ к линии Киев-Москва. Самое выгодное направление для украинских авиакомпаний может быть либерализировано уже в этом году, что позволит снизить на этом маршруте цены на билеты. Правда, эксперты сомневаются, что к линии будет допущен лоу-кост перевозчик "Визз Эйр Украина", который проявлял свою заинтересованность этим направлением,- это невыгодно ни одной из авиакомпаний России и Украины.
Госавиаслужба Украины и Росавиация договорились снять ограничения относительно количества назначенных авиакомпаний и частоты рейсов на линии Киев-Москва. Об этом сказано в переписке ведомств, опубликованной на сайте Росавиации. С инициативой либерализации рынка авиаперевозок на этом маршруте выступила российская сторона. Также было предложено снять лимит на выполнение чартерных перевозок и ограничения по количеству рейсов на транссибирских маршрутах для украинских авиакомпаний. Назначенным перевозчикам не нужно будет согласовывать частоту полетов, типы воздушных судов и другие коммерческие условия эксплуатации договорных линий.
В письме заместителя министра транспорта России Валерия Окулова уточняется, что договоренности будут считаться временными "до момента внесения соответствующих изменений в межправительственное соглашение о воздушном сообщении от 12 января 1994 года". "Все ограничения сейчас сняты",- заявили в пресс-службе Госавиаслужбы. "Но пока мы не можем сказать, когда возможно внесение соответствующих изменений в межправительственное соглашение",- отметил "Ъ" помощник гендиректора федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Андрей Прянишников.
В прошлом году Украина и Россия ослабили регулирование авиарынка между странами. С летнего сезона 2012 года между ними действует новый порядок эксплуатации воздушных линий: сняты ограничения по числу назначенных авиаперевозчиков и количеству полетов на всех линиях между странами, кроме маршрута Киев-Москва. Но квота на число рейсов между Киевом и Москвой была увеличена с 49 до 56 рейсов в неделю для каждой из сторон. Также было решено пустить на линию еще по одному перевозчику - "ЮТэйр-Украина" и "Ютэйр".
Московское направление - самое популярное среди рейсов из Киева. Между Киевом и Москвой совершаются 112 авиарейсов в неделю или 16 рейсов в день с каждой стороны. Со стороны России "Аэрофлот" и "Трансаэро" выполняют по 21 рейсу в неделю, "Сибирь" и "ЮТэйр" - по 7 рейсов. Со стороны Украины 35 рейсов выполняла авиакомпания "АэроСвит", 14 - "Международные авиалинии Украины" (МАУ) и 7 рейсов - "ЮТэйр-Украина". Однако компания "АэроСвит" прекратила полеты в Москву, после чего МАУ увеличили количество дневных полетов по этому маршруту с двух до пяти рейсов.
Направление Киев-Москва всегда считалось самым зарегулированным, получить назначение на эту линию некоторые авиакомпании не могли годами. Участники рынка неоднократно заявляли, что на линию Киев-Москва пускают "только избранных". Причем такая ситуация была в обеих странах.
Однако сейчас в российском минтрансе стараются усилить конкуренцию на линиях, отмечает глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "Длительное время российские авиавласти защищали своих перевозчиков от конкуренции. Но сейчас поставлен вопрос о снижении цен на авиабилеты. Этого можно добиться только путем увеличения количества перевозчиков",- добавляет он. "Нет смысла дальше защищать рынок - в результате протекционистские меры ведут к застою тех же авиакомпаний",- добавляет главный редактор российского издания "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.
В 2012 году на линии Киев-Москва было перевезено 890 тыс. пассажиров, отметил эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. Аэропорты "Борисполь" и "Жуляны" за год обслужили 8,4 млн и 861 тыс. пассажиров соответственно. "Госавиаслужба вынуждена была наконец-то открыть этот рынок и не сопротивляться интересам авиакомпаний и пассажиров. На этом направлении есть стабильный платежеспособный пассажир - деловые люди, которые сильно привязаны к расписанию",- отметил господин Слободянюк. Он предполагает, что в результате количество частоты рейсов смогут увеличить компании "ЮТэйр", "ЮТэйр-Украина" и "Аэрофлот". Впрочем, в прошлом году со стороны России на получение новых частот претендовали восемь авиакомпаний, поэтому не исключено, что перевозчиков будет больше. "Пока мы не получали официального уведомления о либерализации этой линии. Но хотим воспользоваться такой возможностью и увеличить количество частот в летнем расписании",- отметил сопредседатель набсовета "ЮТэйр-Украина" Карен Антонов.
В Украине этим маршрутом интересовался украинский лоу-кост перевозчик "Визз Эйр Украина". Гендиректор компании Акош Буш в январе заявлял журналистам, что компания подала заявку в Госавиаслужбу на получение разрешения на полеты в Москву. "Однако я сомневаюсь, что компанию пустят на эту линию. Несмотря на либерализацию направления, Росавиация может попросту не согласовать полеты компании. К примеру, так было в прошлом году на линии Симферополь-Москва, ограничений там вроде бы нет, но "Визз Эйр Украина" на линию не пустили",- отмечает Вадим Слободянюк. Он объясняет это тем, что бюджетный перевозчик на такой линии невыгоден всем авиакомпаниям. Российские же эксперты напоминают, что у "Аэрофлота" всегда было сильное лобби в Росавиации.