В 2012 году «Аэросвит» выполнял рейсы по 80 направлениям, 6 из которых – внутренние. К концу января 2013-го проблемный авиаперевозчик эксплуатировал 4 международных и 2 внутренних маршрута.
Forbes выяснил, кто из перевозчиков заменит рейсы проблемной авиакомпании.
Лавочка запасных
После того, как проблемы «Аэросвита» стали достоянием общественности, заявки на его маршруты в Государственную авиационную службу подали WizzAir и Utair. Они претендуют на рейсы в Тель-Авив, Стамбул, Дубаи, Вильнюс, Прагу, Варшаву, Бухарест, Софию, Ларнаку, Неаполь, Салоники, Москву, Санкт-Петербург, Кишинев, Минск, Астану, Ереван, Баку.
В Госавиаслужбе Forbes сообщили, что решение по вопросу распределения маршрутов пока не принято.
В более выгодном положении находится дружественная «Аэросвиту» компания – «Международные авиалинии Украины», которую, по информации «Коммерсант-Украина», также контролирует Игорь Коломойский. Дело в том, что МАУ не нужно запрашивать «добро» на полеты по многим маршрутам «Аэросвита» в Госавиаслужбе, т.к. компания получала разрешения по ним еще в 2010-2012 гг., и до этого года они не использовались – в МАУ их считали нерентабельными или по ним действовали ограничения на количество перевозчиков либо частот (в частности, Азербайджан и Узбекистан).
Ряд рейсов, которые раньше выполнял «Аэросвит», украинские компании пока потянуть не в состоянии. Речь идет о дальнемагистральных линиях, таких как Нью-Йорк, Пекин, Бангкок – у отечественных перевозчиков нет соответствующих самолетов. Попасть в эти города без «Аэросвита» сейчас можно, воспользовавшись услугами иностранных компаний – с пересадками в хабах. Например, долететь в Москву, Вену или Мюнхен, а оттуда – в дальний пункт назначения.
Впрочем, сам «Аэросвит» 31 января заявил о том, что намерен сосредоточиться на дальних направлениях. Компания уже объявила о планах открыть продажи билетов на дальнемагистральные рейсы на период летней навигации 2013 года из Киева в Нью-Йорк, Пекин и Бангкок. Но суждено ли этим планам сбыться – большой вопрос.
На 6 маршрутов 3 перевозчика
«Аэросвит» в 2012 г. обслуживал в Украине 6 маршрутов: Донецк, Днепропетровск, Одесса, Симферополь, Львов и Ивано-Франковск. «Почти все внутренние маршруты дублируются другими украинскими авиакомпаниями – WizzAir и Utair. Есть два проблемных направления – Днепропетровск и Ивано-Франковск. Аэропорт Днепропетровска находится в собственности Коломойского, а ивано-франковский – у него в аренде. Маловероятно, что он пустит туда «левые» компании», – считает собеседник Forbes, близкий к руководству Министерства инфраструктуры.
Но пустовать эти маршруты не будут. В январе 2013 г. подконтрольная Игорю Коломойскому «Днеправиа» обратилась к «Аэросвиту» с просьбой восстановить с начала февраля выполнение рейсов под своим кодом на линиях Киев – Ивано-Франковск и Киев – Днепропетровск. «Это соответствовало программе реструктуризации деятельности «Аэросвита», в рамках которой компания концентрировалась на выполнении дальнемагистральных рейсов. Поэтому «Аэросвит» поддержал предложение «Днеправиа» и отказался с 1 февраля от собственного оперирования на этих внутренних линиях», – объяснил Сергей Куцый.