13.02.13 
Небольшие авиакомпании всерьез заинтересовались рынком чартерных перевозок. Air Onix и "ЮТэйр-Украина" намерены взять в этом году пять новых самолетов для туристических перевозок пассажиров. Впрочем, получить контракт туроператора им будет непросто: рынок поделен авиакомпаниями Windrose и "Международные авиалинии Украины", объясняют его участники.

Авиакомпания "ЮТэйр-Украина" этим летом намеревается взять во флот три новых Boeing 737-800NG (160-189 мест) для выполнения чартерных перевозок в Турцию, Грецию, Египет и Европу, рассказал "Ъ" сопредседатель наблюдательного совета компании Карен Антонов. "Договоры на поставку уже подписаны, первый самолет поступит 1 марта",— добавил он. Сейчас авиакомпания выполняет чартерные рейсы на одном Boeing 737-400, сотрудничая, в частности, с Anex Tour.

К лету и крымская Air Onix намерена взять два Boeing 737-400 для осуществления полетов, в том числе и чартеров, рассказали "Ъ" в авиакомпании. На один из самолетов договор уже подписан. Сейчас в парке Air Onix три самолета (компания сотрудничает в том числе с туроператором "Оникс-Тур"), но они не совсем подходят для чартерных полетов, отмечает независимый эксперт Александр Ланецкий: "Нынешние самолеты Air Onix — Boeing 737-300/500 — рассчитаны на 112-142 кресел, тогда как оптимальная машина для чартеров — Boeing 737-400 на 170 пассажирских мест".

Чартерные рейсы уже занимают около четверти пассажиропотока. Из 8,1 млн пассажиров, которых перевезли в прошлом году украинские авиакомпании, на чартеры пришлось 2,12 млн. "Туроператоры демпингуют, и этот рынок развивается в основном за счет их личных амбиций. А перевозчики, видя эти тенденции, пытаются обеспечить потребность рынка",— отмечает директор по продажам и маркетингу компании TUI Ukraine Тарас Демура. Наиболее популярные зимние чартерные направления — Египет, ОАЭ и Таиланд, летом — Греция, Турция, Испания, Тунис, Болгария, Хорватия и Черногория. Сейчас туроператору чартерный перелет на таких направлениях, как Турция, обходится порядка $40-50 тыс. в оба конца, говорят в туристических компаниях.

Для новых игроков возможность работы в сегменте чартеров появилась после возникновения проблем у "АэроСвита" и подконтрольной ему компании "Донбассаэро" (перевозчики подали в суд заявления о банкротстве). Однако авиакомпаниям все равно будет непросто стать заметными игроками. "Рынок чартерных перевозок, особенно на массовых направлениях, весь посчитан и распределен между основными игроками: Windrose, МАУ и "АэроСвит"",— говорит коммерческий директор Tez Tour Ukraine Аркадий Маслов. Конкуренцию перевозчикам составляют иностранные компании, такие как Flydubai и AirArabia, добавляет Александр Ланецкий. На долю Windrose и "Донбассаэро" (последняя недавно передала флот Windrose), по данным участников рынка, в 2012 году пришлось около 1 млн пассажиров. "Международные авиалинии Украины" перевезли порядка 650 тыс. человек. Для сравнения: на долю Air Onix и "ЮТэйр-Украина" пришлось примерно по 50 тыс. и 40 тыс. человек соответственно. Получить комментарии представителей МАУ и Windrose не удалось.

На самом деле перевозчикам необходимо выйти на массовые направления с регулярными рейсами, считает Аркадий Маслов. "Этим и продиктовано их стремление начать с чартерных перевозок",— добавляет он. "Нет смысла насыщать чартерный рынок лишними местами — это значит обвалить его. Компании явно рассчитывают развиваться в сегменте регулярных перевозок, но на все направления их пока не пускают",— говорит источник "Ъ" в одной из авиакомпаний. "ЮТэйр-Украина" сообщала о планах получить назначения на направления, с которых ушел "АэроСвит". О намерении развивать регулярные перевозки заявляла и Air Onix.

Джерело Коммерсант   Автор: Елена Синицына