14.02.13 
На рынке duty free назревает передел - в этом году аэропорты попытаются получить право самостоятельно заключать договоры на аренду с магазинами беспошлинной торговли

В сентябре прошлого года в крупнейших украинских аэропортах временно были закрыты большинство точек duty free. Тогда в Гостаможслужбе это объяснили отсутствием согласованных с Фондом госимущества договоров аренды и случаями, когда срок аренды истек, а предприятие продолжало свою деятельность. Уже в середине января текущего года на несколько дней "по техническим причинам" была приостановлена работа магазина беспошлинной торговли ООО "Киеврианта" (подконтрольное ирландской Aer Rianta International) в терминале В аэропорта "Борисполь". Руководство компании от публичных комментариев отказалось, но "не на диктофон" эксперты уверяют, что перебой в работе был тоже связан с проверками изза "неполного" пакета документов.

Чтобы в дальнейшем подобного рода проблемы не возникали, таможенники решили, что им необходимо всегда иметь под рукой соответствующие бумаги. Так, новый Порядок регистрации и открытия магазина беспошлинной торговли (приказ Минфина №1234 от 28.11.2012 г.) обязал участников рынка duty free подавать в Гостаможслужбу копии документов, подтверждающие право собственности или пользования помещением, в котором планируется открытие и эксплуатация duty free. Однако, как оказалось, предоставить такие документы - задача не из легких. В первую очередь потому, что арендодатели затягивают решение вопросов, связанных с арендой помещений под магазины беспошлинной торговли (МБТ).

В привлечении новых операторов беспошлинной торговли и развитии между ними конкуренции за покупателей заинтересованы в первую очередь аэропорты. Но на данный момент они лишены возможности искать арендаторов на свободные площади самостоятельно. Камнем преткновения сегодня является процедура проведения конкурсов на аренду коммерческих площадей. "К сожалению, она не находится в сфере компетенции аэропорта. По состоянию на сегодняшний день аэропорт как государственное предприятие не уполномочен самостоятельно ни заключать, ни продлевать договоры аренды", - уточняют в пресс-службе аэропорта "Борисполь".

Госпредприятие может самостоятельно предоставлять в аренду не более 200 м2 из общей площади, находящейся на его балансе. Остальная площадь предоставляется в аренду государством. По закону конкурс на аренду коммерческих площадей в терминалах отечественных аэропортов должны проводить региональные отделения Фонда госимущества Украины. Но, например, один из последних конкурсов ФГИ на аренду двух объектов под размещение магазинов беспошлинной торговли общей площадью 377 м2 в новом терминале D растянулся почти на два месяца.

Второй момент касается срока, на который магазин может арендовать помещение аэропорта. В пресс-службе Фонда госимущества отмечают, что все зависит от позиции органа управления. "Обычно договоры аренды заключаются на срок до трех лет. Однако в данном случае Министерство инфраструктуры практикует предоставление разрешений на договоры аренды сроком на один год", - сообщают в ФГИУ. В итоге у многих игроков пропадает желание работать на этом рынке.

Все необходимые документы по аренде МБТ должны предоставить в Гостаможслужбу до сентября этого года. Учитывая темпы заключения договоров с ФГИ, аэропорты решили, что спасти ситуацию может только изменение правил игры с арендными площадями. Как стало известно "k:", сейчас в Министерстве инфраструктуры по инициативе международного аэропорта "Борисполь" разрабатывается проект изменений в законодательство, предоставляющих предприятию право самостоятельно заключать договоры аренды имущества. "Это даст возможность увеличить доход от неавиационной деятельности и предоставить авиакомпаниям большие скидки на перевозку и сможет потенциально увеличить пассажиропоток", - поясняют в пресс-службе аэропорта "Борисполь".

Действительно, неавиационные доходы приносят малым европейским аэровокзалам 25-30%, а крупным - около 60% выручки. В Украине на доходы от неавиационной деятельности "Борисполя" приходится около 20%. В денежном выражении это 300-315 млн. грн. В других аэропортах страны этот показатель еще ниже - 5-10%. Однако переиначит ли ситуацию изменение правил аренды - большой вопрос. Велика вероятность, что благие намерения упростить работу и усилить конкуренцию закончатся банальным переделом рынка в пользу угодных аэропорту МБТ.