Директор музея видит в этом гарантию дальнейшего сохранения и развития уникального музея.
Музей Дальней авиации, находящийся на территории Полтавского военного аэродрома, давно стал одной из главных достопримечательностей нашего города. В советские времена на аэродроме базировался 185-я гвардейский Кировоградско-Будапештский тяжелый бомбардировочный авиаполк. После распада СССР 13-я авиадивизия, в состав которой входил полк, была расформирована, и по украинско-американскому Соглашению о ликвидации стратегических ядерных вооружений, на аэродроме, в феврале 2006 г., разрезали последний бомбардировщик ТУ-22М3.
Но не все самолеты пошли под нож. Благодаря энтузиазму бывших военных летчиков, в 2007 году был создан музей.
Чтобы узнать каким был 185-й авиаполк в прошлом, и как обстоят дела у музея сегодня, «Полтавщина» обратилась к бывшему командиру, а ныне директору музея, гвардии полковнику Валерию Верескулу.
— Валерий Валентинович, расскажите, пожалуйста, что представлял собой авиаполк во времена Советского Союза?
— Полк был боевой единицей состоящей из 3-х авиационных эскадрилий, в каждой из которых было по 9 самолетов, технико-эксплуатационной части занимавшейся ремонтом и обслуживанием самолетов, и специальной инженерной службы обслуживавшей авиационные крылатые ракеты. Численность личного состава была около шестисот человек.
— Какие задачи полк выполнял в мирное время?
— Основной задачей была подготовка экипажей к боевым действиям как на сухопутном, так и на морском или океанском театре. Экипажи должны были быть готовы выполнять задачи и днем, и ночью, на больших и малых высотах, на до- и сверхзвуковых скоростях, с бомбами, и с ракетами. То есть уметь максимально использовать возможности самолета. Естественно, постоянно приходили новые люди, и надо было учить их ведь их готовность-это готовность полка.
— А какие задачи полк должен был выполнять в военное время? Существовал ли конкретный перечень целей для первоочередного поражения?
— На каждый экипаж было два секретных портфеля, в которых хранилась боевая документация. Один портфель содержал планы о применении обычных вооружений, а второй — о ракетах с ядерной боевой частью. Были типовые объекты на территории Европы, Азии и в океане. Но, конечно же, если бы началась война, то эти задачи уточнялись бы в зависимости от ситуации. Одним из возможных сценариев мог быть такой: мы незаметно подкрадываемся к американской корабельной группе в Средиземном море и наносим удар. Или, например, целью могли быть крупные объекты на территории Западной Европы.
— Как проходила служба полка в независимой Украине? Что изменилось?
— Полк планомерно сокращался, сначала до двух эскадрилий, потом до одной. А потом был окончательно расформирован. Никаких боевых задач перед нами не ставилось, с противником то мы не определились. Подготовка экипажей проводилась по советской инерции. То есть мы готовили экипажи, но прекрасно понимали, что это ненадолго, потому как видели отношение к армии.
— Насколько потеряла обороноспособность Украины с ликвидацией полка?
— Надо признать, что содержать подобные машины дорого, но они, безусловно, являются мощным фактором сдерживания агрессии. Потому обороноспособность, конечно же, сильно потеряла.
— Перейдем к созданию музея. Как возникла идея и как вы ее осуществляли?
— Идея возникла еще тогда, когда мы служили. Самолеты Су-15 и Ту-22 к нам пригнали еще тогда. Возле учебной базы на постаменте стоял Ту-16, там были два памятника, которые мы сейчас сюда перенесли. Когда полк расформировали, оказалось, что охранять их некому и люди начали отрывать от самолетов куски металла. Вот тогда мысль о том, что нужен музей, обрела реальные очертания. Мы убедили городские власти, что все это нужно сохранить, и за свои деньги сняли памятники и перетащили самолет Ту-16 на территорию, где сейчас размещен музей. Самолеты Ту-95МС и Ту-160 пригнали из Узина и Прилук. Самолеты Ан-26, Ту-134УБЛ и Ту-22М3 были на нашем аэродроме.
— Есть ли у музея сейчас какие-то проблемы?
— Наша основная проблема ведет свою историю с 2007 года, с момента основания. Причина ее в том, что у нас в стране не существует нормального порядка управления имуществом. Начиная с 2007 года, мы всё время просим, чтобы наши самолеты были переданы из сферы управления Министерства обороны в коммунальную собственность Полтавской области. Два года мы бились, чтобы наши начальники подписали обращение к министру обороны, и когда документ ушел в министерство, появились специально обученные люди из Государственного музея авиации в Жулянах. А поскольку у них есть связь с одним из бывших министров обороны, который и сегодня вхож в МО, то они документ быстро переделали, подготовили такое же письмо как мы, и передали в Министерство образования, которому принадлежит этот музей. В результате все самолеты от нас ушли. И теперь мы вынуждены брать их в аренду.
— Получается, если в Киеве решат продать их на металлолом, то Вы никаким образом не сможете этому воспрепятствовать?
— Единственное ограничение — это срок договора аренды. Нам не принадлежит ни земля, ни строения на территории музея, потому мы вообще никакого влияния на принятие решений оказывать не можем.
— Какой на Ваш взгляд выход из ситуации?
— Я считаю, что губернатор Полтавщины Удовиченко должен поехать в Киев и обсудить этот вопрос с премьер-министром Азаровым. Или хотя бы для начала отправить ему письмо с описанием ситуации. Ведь получается так, что Полтавский горсовет, как учредитель музея, владеет только забором, который ограждает его территорию. Согласитесь, это ненормальная ситуация.
— Каким Вы видите будущее музея?
— Хотелось бы, чтобы озвученная проблема была решена, и музей стал коммунальной собственностью Полтавской области. Кроме того сейчас можно из ВВС забрать много самолетов разных типов и марок. И хотя я лично сторонник именно музея дальней авиации, очевидно, что людям интересны и другие самолеты. А раз интересно, то можно пригнать много разной техники. В Одессе на аэродроме Школьный достаточно небоеготовых машин, которые вполне могли бы стать экспонатами. Единственная проблема — найти средства на доставку их в Полтаву.
Также есть идея на этой территории еще и парашютную секцию открыть, авиамодельный кружок. Пустых зданий, которые можно было бы для этого приспособить, на аэродроме достаточно. Сейчас, как вы видели, они в плачевном состоянии, но их можно привести в порядок.