После открытия первого рейса в ЕС симферопольский авиаперевозчик Air Onix намерен и дальше развивать сеть международных маршрутов из киевского аэропорта Жуляны. Удастся ли компании выдержать конкуренцию с МАУ, которые еще раньше обосновались на этих направлениях.
После выхода из игры лидера авиарынка Украины – компании "АэроСвит" – новые перевозчики стремятся заполнить образовавшиеся ниши. О своих планах ранее заявляли "Визз Эйр Украина" и "ЮТэйр Украина". Теперь же расширить свое присутствие на международных линиях намерена и авиакомпания, которую СМИ связывают с семьей Николая Азарова Air Onix. 1 марта симферопольский авиаперевозчик открыл свой первый европейский рейс Киев-Братислава. Полеты будут выполняться четыре раза в неделю. По прогнозам генерального директора предприятия Игоря Мельника, загрузка на данном маршруте составит не менее 70%, а окупаться он начнет уже в мае.
Перевозчик рассчитывает, что направление станет привлекательным за счет того, что всего в 67 км от Братиславы находится очень привлекательный с точки зрения авиационного бизнеса город – Вена. Кроме того, Air Onix намерена осуществлять в аэропорту Жуляны стыковки между симферопольским и братиславским рейсами, что позволит доставлять в столицу Словакии не только киевлян, но и пассажиров из Крыма. Этому также может способствовать упрощение процедуры получения визы со словацкой стороны. "С декабря мы облегчили получение долгосрочных мультивиз. Только в январе-феврале выдача возросла на 400%. В прошлом году Словакию посетили 46 тыс. ваших граждан. Мы думаем, что их число увеличится в 3-4 раза в этом году", - заявил чрезвычайный и полномочный посол Словакии в Украине Павол Гамжик.
Однако этим планы Air Onix не ограничиваются. Перевозчик также планирует освоить маршруты из Киева в Москву, Санкт-Петербург, Калинингад, Стамбул, Тель-Авив, Прагу, Варшаву, Ларнаку, Астану и Баку. Для выполнения этих программ компания пополнит свой флот одним Boeing 737-400 в середине апреля и еще одним – в июле.
Однако назначения на указанные линии Air Onix еще не получила, а потому права выполнять полеты на них пока не имеет. "Заявки были поданы еще в августе. Из поданных заявок мы получили только Братиславу. Остальные направления нами не получены. Причины пока неизвестны. Я думаю, в ближайшее время этот вопрос будет подниматься, и мы получим на него ответ", - говорит Мельник.
Свободная ниша
Впрочем, с российскими направлениями у компании вряд ли возникнут серьезные трудности, поскольку РФ сняла ограничения на количество перевозчиков и интенсивность их полетов, за исключением линии Киев-Москва. В феврале авиационные власти двух стран достигли предварительной договоренности об устранении и этого барьера. Немного проблематично обстоят дела с европейскими и азиатскими маршрутами, поскольку здесь число компаний и частота их работы регулируются межправительственными соглашениями. И после ухода "АэроСвита" пустующую нишу заняли "Международные авиалинии Украины" (МАУ), которые открывают 17 новых рейсов.
В частности, с 13 февраля предприятие начало обслуживать воздушные линии Киев-Ереван и Киев-Баку. А с 22 февраля МАУ начали работать между Киевом и московским аэропортом "Шереметьево", а также Санкт-Петербургом. Позднее, а именно 31 марта будут открыты регулярные рейсы из Киева в Варшаву, Калининград, Вильнюс, Прагу, Ларнаку, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга. В апреле-мае перевозчик начнет работу на линиях Киев-Афины, Киев-Новосибирск, Киев-Бишкек, Киев-Нижневартовск, Киев-Батуми и Киев-Сочи. Кроме того, перевозчик уже присутствует на линиях Киев-Тель-Авив и Киев-Астана. И там, где по условиям межправсоглашений с украинской стороны имеет право работать только один перевозчик, как, например, в Баку, для Air Onix уже не будет места.
Air Onyx: Те частоты, которые якобы переданы от "АэроСвита", МАУ не в состоянии охватить собственным флотом. Поэтому либо им придется делиться с нами, либо Госавиаслужба всегда вправе назначать новых перевозчиков.
Это не смущает крымского перевозчика. "Те частоты, которые якобы переданы от "АэроСвита" МАУ, хотя есть сомнения очень большие в законности такой передачи, все равно МАУ не в состоянии охватить собственным флотом. Поэтому либо им придется делиться с нами, либо Госавиаслужба всегда вправе назначать новых перевозчиков", - говорит Мельник.
Межправительственные соглашения, по его мнению, также не являются серьезным препятствием для расширения маршрутной сети Air Onix, так как количество перевозчиков и частоту их полетов можно увеличить путем внесения изменений в эти документы. "Это несложно, но это занимает какой-то период времени и какой-то документооборот. Просто этим надо заниматься, и мы будем это проталкивать, как и раньше", - отмечает руководитель Air Onix. На деле, как показывает опыт, все может оказаться сложнее, поскольку многие межправительственные соглашения не настолько гибкие, как хотелось бы многим авиаторам.
МАУ же еще ранее заявляли, что назначения на указанные маршруты были получены ими задолго до начала банкротства "АэроСвита", однако, по словам исполнительного вице-президента по коммерции Сергея Фоменко, компания работала на них исключительно в качестве маркетингового партнера, а потому ничего противозаконного в этом нет. Для обслуживания своей возросшей сети перевозчик начал эксплуатировать два новых Boeing 737-800, ранее летали под позывными "АэроСвита", и планирует в апреле-мае взять еще два. И в начале летней навигации количество воздушных судов этого типа во флоте МАУ возрастет до восьми.
Крымское небо
Кому удастся выиграть битву на киевском рынке, пока неизвестно. Однако это не мешает Air Onix развивать сеть маршрутов из Крыма. "Из Симферополя мы начинаем оперировать на направлениях Симферополь-Баку, Тбилиси, а также в два раза увеличиваем частотность на маршруте Симферополь-Киев и будем выполнять вместо двух рейсов в день четыре. И на московском будем выполнять вместо одного два рейса в день. Также мы продолжим выполнять программу на Санкт-Петербург. Будут еще российские города: Тюмень, Уфа, Самара, Калининград", - сказал Мельник.
Кроме того, с мая компания увеличит частоту выполнения рейса Киев-Симферополь с двух до четырех рейсов в день, которые будут выполняться из нового терминала аэропорта Жуляны. "Мы планируем к концу марта перейти в новый терминал", - сказал руководитель компании, отметив, что, несмотря на небольшой размер помещения для внутренних рейсов в международном терминале, вылеты "ЮТэйр Украина" и Air Onix будут разделены во времени, что позволит им поместиться в этом тесном помещении.
Аэропорт же, со своей стороны, несколько скорректировал планы развития и намерен до конца лета построить временный терминал для внутренних рейсов. "В конце марте-апреле, как только сойдет снег, мы приступаем к строительству временного внутреннего терминала, который будет расположен на привокзальной площади с выходом на новый перрон", - заявил генеральный директор компании-оператора аэропорта Жуляны "Мастер-Авиа" Алексей Яковец.
Напомним, что изначально аэропорт планировал достроить секцию для внутренних рейсов к международному терминалу с правой стороны и разработал проект. "Пристройка более затратная и затянется во времени, а помещение надо сейчас. Если мы начнем делать в международном терминале перепланировку и ремонтные работы, то обслуживать внутренних пассажиров будет негде. Поэтому мы поставим временный терминал из легких конструкций площадью до 5 тыс. кв. м. Он будет стоить до 25 млн грн. Планируем открыть, скорее всего, где-то в августе", - пояснил Яковец.
Что же касается старого здания, в котором сейчас обслуживаются внутренние рейсы, то его дальнейшая судьба окончательно не определена. Однако руководство "Мастер-Авиа" уверено, что помещение будет востребовано. "На сегодня стройной теории еще нет. Но компании, которые работают на территории аэропорта, нуждаются в технических помещениях, поэтому здание проставить не будет", - резюмировал Яковец.