23.04.13 
По итогам 2012 года, рыночные цены на основные типы узкофюзеляжных самолетов снизились на 10%. Причиной снижения является комплекс факторов, среди которых нестабильность на европейском рынке,которая приводит к снижению спроса на авиаперевозки и вынуждает авиакомпании искать новые способы для оптимизации бизнеса, а также интенсивный рост рынков Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, подстегивающий производителей воздушных судов увеличивать свои производственные темпы.

«Будь то самолет семейства Airbus A320 или Boeing 737, две рабочие лошадки мировой коммерческой авиации, - рыночные цены на оба типа падали на протяжении всех 12 месяцев 2012 года. Наиболее заметный спад затронул самолеты старого поколения. В частности, средние рыночные цены на Boeing 737-300 и Boeing 737-400 упали на 14,3% и 19,3% соответственно», - говорит Юстинас Гилис, исполнительный директор AviaAM Leasing.

Image

Таблица 1. Динамика средних рыночных цен на основные типы узкофюзеляжных самолетов в млн. долларов США.

Одним из наиболее заметных факторов, повлиявших на падение цен, является продолжающаяся нестабильность европейского и североамериканского рынков. По оценкам IATA, в 2012 году выручка европейских перевозчиков упала 400 млн. долларов США, по сравнению с 2011 годом. Ряд авиакомпаний были вынуждены начать процесс реструктуризации или вовсе объявить о банкротстве. Все это оказало отрицательное влияние на рыночный спрос на самолеты.

Image

Таблица 2. Динамика средних рыночных цен на узкофюзеляжные самолеты старого поколения в млн. долларов США.

«Некоторые западные перевозчики, в том числе крупные, испытывают нелегкие времена. В рамках реструктуризации авиапарков либо банкротства компании отказываются от части своих самолетов,прежде всего, наиболее возрастных, произведенных 15 или больше лет назад. В результате, на рынке возникает избыточное предложение, которое приводит к снижению стоимости ВС», - говорит Ю. Гилис.

С другой стороны, не следует забывать про цветущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и других развивающихся регионов. Многие азиатские перевозчики предпочитают приобретать абсолютно новые самолеты либо с минимальным налетом, поэтому рынок пополняется самолетами не только со стороны проблемных перевозчиков.

Boeing и Airbus с каждым годом все больше увеличивают темпы производства новых ВС. В 2012 году европейский производитель поставил своим клиентам почти 590 самолетов, а за первые три месяца 2013 года получил свыше 400 новых заказов. В то же время, Boeing произвел свыше 600 коммерческих ВС в прошлом году, а за первую четверть текущего года получил свыше 200 новых заказов.

Image

Таблица 3. Средние лизинговые ставки на основные типы узкофюзеляжных самолетов в тыс. долларов США.

По мнению г-на Гилиса, тот факт, что производители успешно наращивают свои производственные возможности,положительно сказывается на готовности авиакомпаний ждать поставки новейших самолетов (в частности A320neo и Boeing 737max), а не инвестировать в самолеты текущего поколения. «В то же самое время, часть операторов сегодня стремится снизить количество долгосрочных обязательств, предпочитая кратко- и среднесрочные решения, которые обеспечат им гибкость в борьбе с изменяющимися потребностями рынка воздушных перевозок. Данная тенденция положительно сказалась на рынке лизинга самолетов. В течение всего 2012 года средние лизинговые ставки на основные типы самолетов оставались относительно стабильными», - заключил исполнительные директор AviaAM Leasing.

Более подробная информация: http://www.aviaam.com/