06.11.06 
  Реорганизация
Контроль за авиатранспортной отраслью окончательно перешел к Министерству транспорта и связи. Такое решение в пятницу было принято Кабинетом министров, который своим постановлением ликвидировал Госавиаслужбу и Укравиатранс, и передал эти функции новой структуре Госавиаадминистрации, полностью подконтрольной Минтрансу. Участники рынка и чиновники опасаются, что данное решение навредит межгосударственным отношениям в сфере авиации.

В пятницу Кабинет министров постановил ликвидировать Государственную службу по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужба) и Государственный департамент авиационного транспорта (Укравиатранс). Функции этих ведомств, согласно постановлению #1526 от 2 ноября, передаются новой структуре Государственной авиационной администрации, которая будет подчинена Министерству транспорта и связи.

Утвержденное Кабмином положение о Государственной авиационной администрации основными задачами Госавиаадминистрации называет государственный контроль и надзор за безопасностью деятельности гражданской авиации, организацию разработки нормативно-правовой базы, сертификацию и регистрацию объектов и субъектов гражданской авиации, а также лицензирование их деятельности.

По словам министра транспорта и связи Николая Рудьковского, новое ведомство должно решить проблему увеличивающегося количества авиатранспортных происшествий. Министр сообщил, что за семь месяцев текущего года количество инцидентов увеличилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Глава Госавиаадминистрации пока не назначен, однако господин Рудьковский пообещал, что в новое ведомство будут направлены все профессионалы Госавиаслужбы, которые уже успели себя зарекомендовать. Представители Госавиаслужбы от комментариев отказались.

Напомним, это уже вторая за текущий год реорганизация регулятора авиатранспортной отрасли. Постановлением Кабмина #709 от 23 мая "О Государственной службе Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации" Госавиаслужба была лишена функций управления хозяйственной и административной деятельностью аэропортов и авиакомпаний. Эти функции были переданы Госдепартаменту. Таким образом, в ведении Госавиаслужбы Кабмин оставил только надзор за соблюдением безопасности полетов (см. Ъ от 25 мая).

Госавиаслужба была создана указом президента Леонида Кучмы 8 августа 2004 года. До этого ее функции находились в ведении Государственного департамента авиационного транспорта, входившего в состав Минтранса. Департамент был ликвидирован 27 сентября 2004 года.

По мнению участников рынка, объединение двух госструктур может как навредить, так и способствовать развитию отрасли. Исполнительный директор компании "Авиалинии Антонова" Константин Лушаков назвал реорганизацию правильным решением. "Во всем мире принято, чтобы это ведомство было в подчинении минтранса",–заявил он. Впрочем, господин Лушаков также отметил, что частые реорганизации вредят отрасли. В качестве примера он привел проблему с федеральной авиационной администрацией США (US Federal Aviation Administration, FAA).

Напомним, весной прошлого года FAA применила санкции к Украине, в связи с чем украинские авиакомпании были лишены права расширять географию полетов в США за счет новых пунктов назначения, увеличивать количество рейсов и эксплуатировать для сообщения с США другие самолеты, кроме тех, что использовались до момента ввода ограничения. Претензии FAA касались несоответствия международным стандартам организационной структуры и полномочий национального органа управления гражданской авиацией. Аудит FAA проводила как раз в момент очередной реорганизации Госавиаслужбы, которая тогда выводилась из ведения Минтранса.

Председатель ассоциации "Аэропорты Украины" Анатолий Троценко назвал инициативу правильной, так как разделение функций между двумя ведомствами крайне негативно отражается на отрасли. Однако, по его мнению, орган, регулирующий авиатранспортную отрасль, должен быть независимым от Минтранса. "Теперь связи с другими государствами придется осуществлять через министерство, а это сильно усложняет процесс налаживания межгосударственных отношений. У Минтранса до авиации руки не доходят, они занимаются железной дорогой",– считает господин Троценко.

Максим Кутик

Источник: ugmk.info