В терминал D аэропорта «Борисполь» перешел крупнейший перевозчик страны - МАУ. Однако на этом проблемы терминала только начинаются...
Последнее сопротивление сломлено. Крупнейший перевозчик страны авиакомпания МАУ, наконец, перешла в новый терминал D в «Борисполе». Это событие произошло спустя почти год, ранее анонсировавшихся транспортными чиновниками, дат. Если поднять заявления экс-вице-премьера Бориса Колесникова годичной давности, то МАУ уже давно должна была обслуживаться в новом терминале, но в самой компании в последнее время вежливо опровергали эту информацию. Мол, мы изучаем ситуацию, а комментировать заявления госчиновников не уполномочены.
Чего только не делали в администрации аэропорта и в Мининфраструктуры. Источники на авиационном рынке говорили, что дело доходило до угроз закрыть пункты пограничного контроля в старых терминалах, чтобы перевозчики просто физически вынуждены были перейти в новый терминал. Истинная же причина такой ситуации в банальной неготовности самого терминала предоставить полноценный комплекс услуг для пассажиров. Таких проблем можно насчитать целых три.
Первая - это сфера обслуживания пассажиров. Элементарный пример - в зале ожидания во время регистрации на рейсы даже кофе можно попить с трудом, поскольку единственный кофейный автомат находится в киоске «Пресса» и к нему длинная очередь. Также в «закрытой» зоне явно недостаточно предприятий общественного питания. Впрочем, как и duty-free и других заведений, в которых обычно проводят время пассажиры перед рейсом в цивилизованных аэропортах. Переходить в такой терминал базовому перевозчику означает получить целый набор проблем.
На эту проблему, во время презентации перехода в новый терминал, обратили внимание и представители МАУ, выразив надежду, что в ближайшее время она решится. Гендиректор аэропорта Антон Волов привычно уже свалил вину на Фонд госимущества, который месяцами согласовывает документы на аренду площадей. ФГИУ также устанавливает и тарифы на аренду, из-за чего ставки доходят до 200 у.е. за кв. м (отсюда и кофе от 40 грн. в аэропорту). По его словам, проблема в ближайшее время должна решиться и пассажиры получат полноценный набор услуг в новом терминале. Этому можно было бы поверить, если бы «молодая команда» не обещала решить проблемы уже несколько раз на протяжении последних двух лет.
В качестве же временной меры предполагается открыть в новом терминале сеть мобильных закусочных от кетеринговой компании Do&Cо. Она занимается обеспечением бортпитанием рейсов авиакомпаний в аэропорту, имеет соответствующую технику и допуски, поэтому наладить обслуживание ей не составит труда. Правда, здесь возникает целый ряд вопросов - какие цены будут на такие услуги и почему пускают только одну компанию. Ведь в «Борисполе» работает еще и международный оператор кетеринга LSG Sky Chefs.
Вторая проблема - это пропускная способность нового терминала. Еще летом 2012 г. Борис Колесников и руководство аэропорта признались, что терминал D в его сегодняшнем виде не способен обеспечить стыковку международного и внутреннего трафика под одной крышей. Для решения этой проблемы предполагалось найти некоего инвестора, который выделил бы более 1 млрд. грн. на достройку второго этажа терминала и двух пристроек общей площадью в 34-40 тыс. кв. м.
Но инвестора не находилось, авиакомпании саботировали новый терминал, расходы на его постройку надо было как-то покрывать и менеджмент аэропорта, как мог, «уговаривал» перевозчиков переходить в новую постройку. Кому-то обещали телетрапы, кому-то просторные помещения под офисы и постепенно почти все более-менее крупные компании перешли в терминал D.
Последним «оплотом сопротивления» оставалась МАУ. Компания находилась меж двух огней. С одной стороны, получив «в наследство» от «Аэросвита» несколько десятков рейсов, МАУ встало перед проблемой - компания просто физически не помещалась в терминале F. Количество рейсов в пиковые периоды этого лета должны были достигнуть 250 в день. А ее доля в общем пассажиропотоке аэропорта выросла за год с 26% до 45,1%. С другой - возникал вопрос, что будет, если все рейсы МАУ переведут в новый терминал, справится ли он? Дело в том, что в терминале D до прихода МАУ в сутки обслуживалось до 75 рейсов 31 авиакомпании и его загрузка по разным оценкам составляла 30-40% пропускной способности. С переходом МАУ показатель загрузки увеличится почти до 90%.
И, наконец третья проблема - это стыковка международных и внутренних рейсов. Ранее, технологический процесс МАУ предполагал такую стыковку между относительно близко расположенными терминалами F и В. По новой технологии получалось, что внутренние рейсы останутся в терминале В, а международные уйдут в D, расположенный в нескольких километрах от него. Обеспечить полноценную стыковку предполагалось при помощи постоянно курсирующих автобусов между терминалами. Но и это не всех устраивало. В итоге, в качестве эксперимента, для МАУ устроили стыковку в терминале D.
30-31 мая и в первых числах июня такие стыковки в терминале были обеспечены. Эксцессов пока не было, но вероятнее всего будут. Во всяком случае, во время презентации проекта перехода авиакомпании в новый терминал все телетрапы были заняты бортами МАУ, другим перевозчикам оставалось либо ждать, либо довольствоваться подвозом пассажиров к терминалу автобусами. Как уже говорилось в свое время ряд иностранных перевозчиков соглашались перейти в новый терминал именно из-за удобства пользования телетрапами и относительно больших пространств для обслуживания пассажиров. С приходом МАУ часть этих преимуществ уже не будет.
Впрочем, менеджмент аэропорта прогнозирует, что коллапса не будет. Часть пассажиропотока МАУ все же оставят в терминале F. Это будут чартерные рейсы, которые в пассажироптоке компании составляют 20-25%. Также в терминал F вероятнее всего «уйдет» часть бюджетных авиакомпаний. «Это не будет делаться принудительно, ведь главный для компаний вопрос - оборот воздушных судов. Если одни и те же самолеты используются и для чартерных, и для регулярных рейсов, то базирование в разных терминалах может быть невыгодным. Те, кто захочет оставить чартерные или лоу-кост рейсы в терминале D - пусть оставляют», - уточнил А.Волов. Сейчас в терминале D как раз собралось несколько таких компаний - две арабские и несколько европейских. Арабы вряд ли будут уходить в бюджетный терминал, поскольку специализируются на премиум-сегменте бюджетных перевозок, а вот европейцы могут перейти. Вопрос только в цене - предоставят ли им 80%-е скидки на обслуживание пассажиров или нет.
Пока же пассажирам остается надеяться, что все «детские болезни» нового терминала будут решены.