07.06.13 
Терминал D, построенный в киевском аэропорту «Борисполь» к футбольному чемпионату (общая стоимость – 4,8 млрд грн), по замыслу властей, должен был принять все крупные международные авиакомпании, которые до этого обслуживались в аэропорту. Однако неоднократные прошлогодние попытки воплотить этот амбициозный план обернулись провалом. По состоянию на конец 2012-го D не всегда «дотягивал» до десятка рейсов в день.

Наконец в марте 2013 перевозчики все же перебрались в новый терминал, поверив в обещания когда-то обустроить его трансферной зоной. В мае, по информации пресс-службы аэропорта, он уже обслуживал 31 авиакомпанию.

На сегодня пропускная способность главных воздушных ворот столицы составляет 25 млн пассажиров в год. Из них 15 млн приходится на терминал D. Фактическая же загруженности аэропорта достигает в лучшем случае 33% проектной.

В течение 2012-го здесь обслужили 8,47 млн человек – увеличение пассажиропотока по сравнению с 2011-м составило всего 5%. Его существенный рост по итогам нынешнего года маловероятен. Напротив, в I квартале 2013-го «Борисполь» продемонстрировал снижение количества пассажиров (одной из причин этого называют прекращение обслуживания самолетов обанкротившейся компании «АэроСвит»).

В январе – марте все терминалы обслужили 1,24 млн пассажиров против 1,58 млн за аналогичный период 2012-го, то есть на 21% меньше.

Международный аэропорт «Львов» имени Даниила Галицкого в 2012 году обслужил 570 тыс. человек – рекордное количество, непосредственно связано с проведением во Львове матчей Евро-2012. Пассажиропоток вырос на 94% по сравнению с 2011-м.

В 2013-м эту цифру львовяне планировали, по словам пресс-службы аэропорта, «если не превзойти, то хотя бы подтвердить». Такой амбициозный прогноз может стать реальностью, ведь по результатам I квартала 2013 года пассажиропоток там достиг 108,1 тыс. человек, что на 55,76% больше, чем за тот же период 2012-го.

Впрочем, если разделить эти 108,1 тыс. на 90 дней, получается 1201 пассажир в сутки. С таким количеством рейсов аэропорт мог справиться и раньше, когда его пропускная способность составляла 250 человек в час. Накануне Евро-2012 ее увеличили в восемь раз – до 2 тыс. Рекомендации УЕФА по пассажиропотоку при строительстве львовских воздушных ворот превысили более чем на треть.

Годовая фактическая загруженность, по оценкам аудиторов Счетной палаты Украины, в настоящее время составляет 8% проектной мощности. Хотя во Львове рассчитывали на 7,3 млн пассажиров ежегодно. На официальном уровне неоправданные надежды объясняют необоснованными решениями Мининфраструктуры по увеличению пропускной способности ГП «Международный аэропорт «Львов».

Донецкий аэропорт, как уверяли чиновники во время его строительства, должен стать транзитным узлом для стыковки рейсов из Европы в Азию. Год спустя сюда не только не спешат новые перевозчики, но и убираются старые, как Czech Airlines и польская авиакомпания LOT. Свое решение мотивируют нерентабельностью рейсов: 3 июня на табло аэровокзала в Донецке высвечивалось лишь несколько десятков рейсов, в основном чартерных на турецкие и египетские курорты и оттуда. Налажены новые рейсы в Киев и Москву. А еще теперь отсюда можно вылететь в Сургут.

В январе – марте 2013 года аэропорт Донецка перевез 197 тыс. пассажиров, что лишь на 7% превышает прошлогодний показатель. Получается около 2,2 тыс. человек в сутки на аэровокзале, способному ежечасно принимать 3,1 тыс. человек.

Зато показательна ситуация с воздушными воротами в Харькове, где правительство профинансировало только сооружение аэродромного комплекса, а остальное построили частные инвесторы. Она показывает, что объекты под Евро могли бы не только обойтись в гораздо меньшие суммы, но и не стать убыточными после проведения чемпионата. $ 107,2 млн частных средств (около 860 млн грн) хватило для реставрации старого терминала, строительство нового, а также временного исключительно на период Евро-2012 (его впоследствии превратили не в пустой памятник Евро-2012, а в ангар для бизнес- авиации), модернизации инфраструктуры и благоустройства привокзальной площади.

Государство в Харькове профинансировало аэродромный комплекс стоимостью $ 191 млн. Таким образом, общие инвестиции в аэропорт достигли $ 298 млн – около 2,4 млрд грн. Это почти вдвое меньше, чем вложили в львовские воздушные ворота (4,6 млрд грн, из них 4,4 млрд – государственные средства) и терминал D в Киеве (4,8 млрд грн), и в три раза меньше по сравнению с донецким аэровокзалом (6 , 9 млрд грн, из них 6,5 млрд – государственные деньги). Значительно более скромное строительство не помешало харьковском аэропорту достичь неплохих результатов – в I квартале 2013-го увеличения пассажиропотока в нем достигло 46%.

Джерело finance.ua   Автор: Валерий Бурлаков