С давних пор человек завидовал птицам. Пожалуй, только неандертальцы больше думали о мясе насущном, и мечты их выше кучи костей не поднимались. Стремление к полету росло с развитием человечества, самодельные крылья порой приносили большие неприятности их изобретателям - "на бочку с порохом посадили - пущай полетает!", - и в начале XX века это стремление воплотилось в материальное: первые самолеты марки "Фарман" качнули наконец полотняным крылом. Юные авиастроение и авиация мгновенно сплотили вокруг себя несметное число энтузиастов. Появились такие и в Николаеве.
С НЕБА НА ЗЕМЛЮ
В 1909 году в нашем городе открылся аэроклуб, как недавно стало известно, он был второй во всей необъятной Российской империи. Первая в мире женщина, выполнившая прыжок с парашютом, - не кто-нибудь, графиня! - числилась в Николаевском аэроклубе. До Великой Отечественной войны аэроклуб на базе ОСОАВИАХИМа процветал. Базировался он в самом центре города, где ныне кинотеатр "Родина". После войны наступили годы затишья. Второе рождение Николаевский городской аэроклуб "Икар" (начальник Д.Филоненко), не без содействия городских властей получил в 1991 году, начальником его в те годы был известный апологет самолетного спорта Г.Филоненко. Молодежь, впрочем, и не только она, охотно шла заниматься в аэроклуб, выпускающий специалистов с пилотским удостоверением. Такие выпускники могут работать инструкторами, сидеть за штурвалами собственных спортивных самолетов. Некоторые продолжали свое "авиаобразование" в армии. Так, одна выпускница "Икара" пилотирует ныне армейские вертолеты, имеет звание старшего лейтенанта.
Пришли иные времена, и самолетный спорт стал дорогим удовольствием, особенно в свете нынешнего бензинового бума. Хоть украинские аэроклубы и находятся под эгидой ЦК ОСОУ, но вынуждены выживать сами по себе, на принципах хозрасчета. Далеко не каждые мальчишка или девчонка, или их родители, найдут средства для прыжков с парашютом. А что касается самолетовождения, - тем паче. Час, проведенный в воздухе на "ЯК-52", "съедает" месячную зарплату учителя... Впрочем, экстремальные виды спорта дороги во всем мире - с тощим кошельком не станешь заниматься дайвингом или горными лыжами. Но руководство "Икара" обеспокоено: слишком мало внимания государство уделяет техническим видам спорта, а ведь они - мощный рычаг воздействия на юношескую психику, которой выброс адреналина в кровь под облаками заменит и бутылку, и сигарету, и иглу.
Мэр Владимир Чайка два года тому назад с удовольствием обозрел родной город с высоты очень высокого птичьего полета и благополучно совершил прыжок с парашютом.
Б.Л.Линев, заместитель начальника аэроклуба "Икар", подполковник запаса, в связи с этим вспоминает о том, что вот уже два года городская власть, кстати говоря, "крестная мать" "Икара", обещает взять аэроклуб по свое "крыло" и выделить на его содержание отдельную строку в бюджете.
"Икаровцы" дружно припоминают и историю с "непопаданием" в Книгу рекордов Гиннесса, произошедшую несколько лет назад. Наш город, по их мнению, лишился тогда уникальной возможности увековечить свое имя в этом самом известном фолианте всех времен и народов. Об этом также с грустью рассказал Борис Леонидович. В то время в аэроклуб и в мэрию зачастил некий гражданин Франции с идеей побить рекорд, установленный китайцами, по одновременной выброске более полуторатысячной "команды" парашютистов. Со стороны "Икара" француз встретил полную поддержку. Технически этот процесс особого труда не представлял: достаточно было пяти самолетов класса "ИЛ-76" (транспортники), и аэроклуб имел возможность их заказать. Площадкой для выброски послужил бы полигон в Широком Лане, предварительная договоренность с Минобороны уже существовала.
Энтузиасты проекта быстро спустились с неба на землю, когда выяснилось: Николаеву это не нужно. Городские гостиницы как сговорились, и в ожидании приезда большого количества иностранцев мгновенно взвинтили цены, установив таксу не менее 50 долларов в сутки с одного человека, говорящего "не по-нашенски". Ни увещевания, ни взывания к здравому смыслу хозяев отелей успеха не возымели. Проект провалился. Как, собственно, и предложение "икаровцев" бесплатно выступить ко Дню города: дать возможность николаевцам "живьем" увидеть фигуры высшего пилотажа над площадью Ленина и "Стрелкой". Конечно, память о Скнилове еще жива. Но ведь на то и существуют меры безопасности, которыми на печально прославившемся авиа-шоу пренебрегли военные чины.
ТОЛЬКО В ПОЛЕТЕ ЖИВУТ САМОЛЕТЫ
На балансе Николаевского аэроклуба "Икар" находятся 5 самолетов: три "Як-52" (учебно-спортивные) и два "АН-2" (для прыжков с парашютом). Один из них вот уже третий год "прозябает" на Одесском ремонтном авиазаводе: "Икар" не может получить его назад. Ремонт самолету потребовался после того, как наш аэроклуб дважды поучаствовал в программе Министерства обороны по начальной подготовке летчиков. Тогда Министерством было принято решение проводить ее на спортивно-учебных самолетах, которых у военных летчиков нет. То ли ЦК ОСОУ, в чьей собственности находятся самолетные "парки" аэроклубов, недоплатило ремонтникам, то ли Минобороны-неизвестно. Сумма недоплаты составляет 90 тысяч гривень, и надежды "икаровцы" не возлагают теперь ни на ту, ни на другую организации, а лишь на спонсоров-авиалюбителей. Кстати говоря, в нашем городе они есть: возможно, кто-то и возьмет на себя бремя этого долга. Не зря ведь Сент-Экзюпери считал, что "человек в воздухе лучше человека на земле". Пусть великий писатель и выдающийся пилот окажется прав.
НАШ САМОЛЕТ, ВПЕРЕД ЛЕТИ
Беспрецедентное событие в истории Николаевского аэроклуба произошло совсем недавно. Во второй раз его представители участвовали в чемпионате Украины по самолетному спорту - и вот пришел первый успех!
48-й чемпионат проходил в Джанкое, участие в нем приняли 40 пилотов. В их числе был и Юрий Федоткин, командир звена нашего аэроклуба, выступавший на "ЯК-52". По программе чемпионата каждый летчик должен был совершить по два вылета, продемонстрировав фигуры высшего пилотажа: петлю Нестерова, иммельманы, вхождение в "штопор" и так далее, и набрать максимальное количество баллов. Юрий Федоткин, выпускник Армавирского истребительного училища, отслуживший в ВВС и ушедший в запас, набрал количество баллов, достаточное для получения "бронзовой" медали! Соперниками его были именитые спортсмены, достаточно сказать, что "золото" получил мастер спорта, бывший член сборной СССР по самолетному спорту Соломатников. Тем весомее успех нашего земляка.
Николаевский аэроклуб переживает не лучшие свои времена. Лет 10 назад он лишился даже своей парашютной вышки, базировавшейся в парке им. Петровского. Однажды неизвестные на тот момент новоявленные "бизнесмены" ее попросту разрезали и сдали... в металлолом.
Ныне большинство горожан даже не догадываются о существовании в Николаеве такой "аэроструктуры": помещения, выделенные ему городом в 1991-м на улице Чигрина, 2, мягко говоря, в глаза не бросаются. Но кто ищет - тот найдет.
А ведь быть может, когда-нибудь кому-нибудь из этих ребят, усердно укладывающих парашюты у ворот аэроклуба под бдительным оком опытного инструктора, получивших начальное летное образование в "Икаре" и продолживших его на иных "высотах", суждено будет представлять новинки отечественного самолетостроения где-нибудь на престижных авиасалонах, как это ни фантастично звучит сегодня. В Ле-Бурже, например?
Елена Кураса.
Источник: "Вечерний Николаев"