15.08.13 
Image15 августа на Харьковщине представителям местных органов самоуправления, общественности и журналистам официально продемонстрировали в работе новый легкомоторный самолет ХАЗ-30, разработанный и изготовленный в нашем государстве. Первые публичные полеты поручили выполнить 22-м курсантам II-го курса летного факультета Харьковского университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба (ХУВС) в рамках летной практики.

На торжественном митинге по случаю открытия военными авиаторами сезона полетов присутствовали: заместитель председателя Харьковской областной государственной администрации Игорь Шурма, генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия «ХАЗ», Герой Украины Анатолий Мялица, председатель Центрального комитета ОСОУ Виктор Тимченко и другие.

- Сегодня, без преувеличения, состоялось примечательное событие в истории нашего государства. Принципиально новый самолет, который создали отечественные авиаконструкторы, является многоцелевым и уникальным по отдельным техническим характеристикам. Желаю будущим офицерам только безоблачного неба и служебных успехов, - заметил Игорь Шурма.

Затем один из разработчиков ХАЗ-30 Анатолий Мялица передал второкурсникам символический ключ от неба.

- Обращаясь к юным покорителям неба, прошу полюбить этот самолет, на котором вы будете предпринимать первые шаги к осуществлению своей мечты. Новый летательный аппарат родился на Слобожанщине и выиграл тендер военного университета. В результате, крылатая машина включена в систему подготовки летных кадров. Нашими конкурентами по тендеру были австрийские и немецкие авиаконструкторы. Однако победа оказалась за нами, и мы горды этим фактом, - рассказал руководитель авиапредприятия.

Право первым подняться в небо на глазах всех собравшихся поручили продолжателю династии военных авиаторов курсанту Ивану Смеречанскому. После 30-минутного полета он поделился своими впечатлениями, похвалил простоту и легкость управления самолетом.

По словам командования видового вуза, в этом году курсанты-пилоты впервые будут выполнять вывозную программу ІІ курса на легкомоторных самолетах, а не на реактивных, как было раньше.

- Недавно внедрена новая трехстепенная концепция подготовки летчиков. Так, этим нововведением предусмотрено, что первое ознакомление с будущей профессией будут происходить на низких скоростях с привлечением машин типа ХАЗ-30. На втором уровне ребята будут подниматься в небо уже на Л-39 «Альбатрос» и транспортных Ан-26. А на высшей ступени покорения неба мои подчиненные будут садиться в кабину боевых самолетов типа МиГ-29, - объяснил и.о. начальника ХУВС, военный летчик первого класса полковник Андрей Алимпиев.

В ходе нынешней летной практики, которая будет продолжаться до конца октября, второкурсники проведут в небе по 25 часов. Половину от всего летного времени отведено для самостоятельных полетов. Под руководством летчиков-инструкторов аэроклуба каждый из ребят поднимется над землей впервые в жизни, и отработает такие полетные задания, как полет по кругу, поворот на 180 градусов, горка, и другие упражнения на простой пилотаж. При этом, полеты будут выполняться на скорости до 200 километров в час в диапазоне высот от 150 до 1000 метров.

Сейчас между командованием ХУВС и руководством ТСОУ отрабатываются технические вопросы относительно определения дат начала полетов курсантов-вертолетчиков на Ми-2.


 

ХАЗ-30 - самолет, предназначенный для первичного обучения пилотов аэроклубов, летных училищ военной и гражданской авиации, а также для выполнения полетов частными лицами.

Самолет оснащен австрийским двигателем Rotax-912 ULS с трехлопастным тянущим воздушным винтом. Его максимальная скорость - 200 км/час, длина разбега - 100 м, длина пробега - 100 м.

Максимальная взлетная масса самолета составляет 650 кг, максимальная посадочная масса - 650 кг, максимальная масса снаряженного самолета - 565 кг, масса пустого самолета - 395 кг. Самолет выполняет взлет и посадку на воздушно-посадочной полосе с искусственным и грунтовым покрытием.

Приблизительная стоимость летательного аппарата колеблется в пределах 2 миллионов 400 тысяч гривен и зависит от комплектации и применения разных приборов.

Подготовили Дмитрий Горбунов и Дмитрий Чалий, Харьковский региональный медиа-центр МО