Руководитель дирекции гражданской авиапромышленности КнААПО Сергей Дробышев считает, что китайский рынок очень перспективен для самолетов СУ-80
Как сообщил „Ъ“ руководитель дирекции гражданской авиапромышленности ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» (КнААПО, подконтрольно «Сухому») Сергей Дробышев, в настоящее время ведутся переговоры с правительством одной из южных областей Китая по созданию на территории провинции авиасборочного предприятия, статус которого пока не определен. «Для российской стороны оптимальный вариант — заключение поставочных контрактов и предоставление лицензии на окончательную сборку. Это позволит избежать сложностей, связанных с нашим законодательством по взаиморасчетам. Но китайская сторона, скорее всего, будет настаивать на создании совместного предприятия в целях снижения финансовых рисков», — рассказывает господин Дробышев. Предполагается, что в рамках проекта будет заключено соглашение о разделении рынков сбыта продукции. В связи с этим до конца ноября 2006 года планируется заключение двух соглашений по СУ-80ГП и БЕ-103. Господин Дробышев отказался сообщить точную стоимость контракта, но рассказал, что стоимость СУ-80ГП не превышает $10 млн, а планируемое количество — более 100. По его словам, инвесторами по проекту с китайской стороны выступают крупные китайские банки с государственным участием. «В случае положительного итога переговоров для дальнейшей оптимизации проекта — получения льгот — потребуется заключение межправительственного соглашения», — заявил господин Дробышев.
А подписание контракта с Китайской авиационной импортно-экспортной корпорацией по авиаимуществу о лицензионной сборке Су-80 может состояться только после сертификационных испытаний, которые, по планам, завершатся в первом квартале 2008 года.
Господин Дробышев оценивает китайский рынок как очень перспективный для продвижения продукции КнААПО. Он отметил, что политика руководства страны в области развития авиационного транспорта по всем направлениям («открытое небо») привела к росту объема авиаперевозок, в том числе и ближнемагистральных, подготовив тем самым почву для выхода на рынок российских предприятий.
Ъ Грузопассажирский Су-80ГП разработан в начале 1990-х годов в ОКБ имени Сухого для пассажирских и грузовых перевозок на местных и региональных линиях. Машина предназначена для замены устаревших ближнемагистральных машин типа Ан-24 и Як-40. Первый полет Су-80 состоялся в 2001 году. Самолет рассчитан на перевозку 30 пассажиров или 3 т грузов.
По мнению редактора профильного издания Russia/CIS Observer Максима Пядушкина, «продвижению Су-80 в Китай способствует задержка в создании китайского регионального 78-местного самолета ARJ-21: его первый полет перенесен уже на 2008 год». Потребность же Китая в региональных самолетах на 20–90 пассажиров оценивается в 878 машин до 2025 года.
По планам КнААПО, в 2007 году начнется сборка первых восьми Су-80 установочной партии, поставки которых покупателям начнутся со второго квартала 2008 года. В организацию производства Су-80 на КнААПО компания «Сухой» уже вложила более 1,7 млрд руб. Однако эксперты отмечают, что частных российских заказчиков Су-80 пока немного. Четыре машины законтрактованы Петропавловск-Камчатским авиапредприятием. По словам главного конструктора самолета Геннадия Литвинова, с рядом российских госструктур уже подписаны соглашения о поставке 31 самолета. Пограничные войска РФ планируют заказать не менее двух десятков Су-80 в версии легкого патрульного самолета с поисковым локатором и вооружением.
Неофициально эксперты характеризуют Су-80 как «исходно перетяжеленный самолет» с «несовершенным бортовым оборудованием». «Если будет продано хоть что-то, это будет успехом для этого самолета», — полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Источник: Коммерсантъ