Президент-генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива об итогах авиасалона МАКС-2013, сотрудничестве с Россией, перспективах проектов Ан-70 и Ан-140, ремоторизации Ан-2 в эксклюзивном интервью порталу Центра транспортных стратегий.
Авиационный салон МАКС-2013 в Подмосковье не обошелся без политических интриг. Украинские производители в очередной раз стали заложниками обострения отношений между Киевом и Москвой. Например проектам, которые совместно реализовывают предприятия Украины и РФ, изрядно досталось от российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, отметившегося рядом резких заявлений. Тем не менее, руководство госпредприятия "Антонов" уверено: радикальные шаги невыгодны ни одной из сторон, а потому сотрудничество продолжится, несмотря на информационные баталии.
Каковы итоги авиасалона МАКС-2013 для ГП "Антонов"?
На МАКС-2013 "Антонов" представил три самолета: военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки Ан-70, региональный реактивный самолет Ан-158, новую модификацию самолета Ан-2 -- Ан-2-100, а также ряд других перспективных программ. Они пользовались большим вниманием. 28 августа МАКС посетил вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко. Он осмотрел представленные на выставке самолеты "Ан" и ознакомился с нашей экспозицией.Был проведен ряд переговоров с представителями промышленных предприятий и государственных структур России и других стран СНГ, Индии, Ирана, Кубы, направленных на расширение сотрудничества в создании, производстве и обеспечении послепродажной поддержки авиационной техники, а также поставки самолетов "Ан" на рынки этих стран.
Несколько событий были связаны с семейством Ан-148 и Ан-158. В ходе МАКСа кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion был передан третий самолет Ан-158, который демонстрировался на выставке. В тот же день состоялось подписание договора о поставке еще трех Ан-158 этой авиакомпании в течение 2014 г.Наши партнеры - лизинговая компания ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) и авиакомпания "Ангара" заключили предварительное соглашение о поставке в финансовый лизинг двух самолетов Ан-148-100Е. В парке этой авиакомпании уже работают три таких самолета, которые успешно выполняют полеты на межрегиональных линиях Сибири.Кроме того, по информации, полученной от наших партнеров, в России готовится консолидированный заказ на самолеты семейства Ан-148 и Ан-158.
Вызвал ли интерес проект ремоторизации самолетов Ан-2?
Да. Вопрос ремоторизации Ан-2 очень важен для его эксплуатантов, в том числе для России, где сегодня находятся 1580 таких самолетов, из которых летной годностью обладают лишь 322 экземпляра. Учитывая уникальные летно-технические характеристики и всеаэродромность Ан-2, он просто необходим для развития северных и восточных регионов РФ. Программа переоборудования Ан-2 в Ан-2-100 входит в число наших совместных проектов, предусмотренных соглашением о сотрудничестве с правительством Ульяновской области, которое было подписано на МАКС-2013. Эта программа стала также новым этапом нашего взаимодействия с Кубой. Мы подписали соглашение, в соответствии с которым Корпорация кубинской авиации создаст производственную базу для переоборудования существующего в стране парка Ан-2 (на Кубу было поставлено около 140 таких самолетов) в вариант Ан-2-100.
Какова ситуация с серийным производством самолета Ан-70?
Налаживание серийного производства Ан-70 является важнейшей задачей для реализации этого проекта. Большая часть государственных совместных испытаний завершена, самолет подтвердил свои характеристики, что позволяет запускать Ан-70 в производство. Планировалось начать его постройку в Казани. Этот проект был поддержан на высшем государственном уровне России. Была согласована схема производственной кооперации. Мы начали процесс передачи конструкторской документации российской стороне.
Есть несколько стран – серьезных партнеров, которые хотят производить Ан-70 у себя.
Однако все эти работы на данный момент приостановлены. К сожалению, такие промедления негативно сказываются на конкурентоспособности Ан-70. Ведь машины такого класса есть в Америке и сегодня уже в Европе, хотя Ан-70 превосходит своих конкурентов по целому ряду характеристик, что уже подтверждено результатами испытаний самолета. Речь идет прежде всего о коротком взлете/посадке и о номенклатуре перевозимых грузов. В настоящее время Ан-70 готовится к выполнению заключительного этапа совместных Государственных испытаний, программа которого рассчитана на 82 полета.
Кто может выступить партнером Украины в проекте Ан-70 в случае отказа России?
Нужно отметить, что на данный момент нет официального отказа России от участия в проекте. Надеемся, что мы создадим, будем эксплуатировать и развивать этот эффективный оперативно-тактический военно-транспортный самолет вместе с российскими партнерами. Оба наши государства выиграют от такого сотрудничества, эта программа взаимовыгодна. Однако есть несколько стран – серьезных партнеров, которые хотят производить этот самолет у себя.
Когда будет создано СП с самарским "Авиакором" для выпуска самолетов Ан-140? Появились ли новые потенциальные заказчики этой машины в ходе салона?
27 августа 2013 г., в день открытия МАКС-2013, мы с ОАО "Авиакор-авиационный завод" подписали "дорожную карту" создания совместного предприятия по программе развития семейства самолетов Ан-140. Основной целью данного проекта является формирование эффективной стратегии совместной реализации программы развития семейства самолетов Ан-140 с соблюдением интересов участвующих в ней сторон."Дорожная карта" предусматривает создание рабочей группы из специалистов предприятий-участников совместного предприятия, которые разработают ряд документов, необходимых для дальнейшего продвижения программы Ан-140, в том числе проект бизнес-плана. Будут подготовлены обоснования для формирования решения органов государственной власти Украины и Российской Федерации о необходимости создания совместного предприятия, а также для обеспечения государственной поддержки реализации Программы со стороны обоих государств. Планируется, что эта работа займет около полугода. Что касается заказчиков, то интерес к Ан-140 достаточно высокий, прежде всего со стороны стран-эксплуатантов самолетов семейства Ан-24. На МАКС-2013 он также пользовался вниманием авиаперевозчиков.
Какие перспективы, на Ваш взгляд, имеет проект Ил-112?
Ил-112 – самолет типа Ан-26, который очень хорошо зарекомендовал себя. Отмечу также, что в 2009 году, по инициативе европейских эксплуатантов Ан-26, была проведена процедура валидации первичного сертификата типа на этот самолет по европейским нормам, и Ан-26 получил Сертификат EASA. Это еще одно подтверждение, что самолеты такого класса востребованы. "Антонов" со своей стороны, предлагает на замену Ан-26 транспортный вариант Ан-140, который в настоящее время создается совместно с нашими партнерами по программе – ЗАО "Авиакор-авиационный завод" (Самара). О перспективах Ил-112 можно говорить тогда, когда он начнет летать.