Руководство Международного аэропорта «Симферополь» вдвое повысило тарифы на обслуживание рейсов. Авиакомпаниям приходится платить даже за объявление диспетчера о прибытии или регистрации посадки на самолет.
О нововведениях в главном аэропорту Крыма стало известно на заседании Постоянной комиссии Верховного Совета автономии по бюджетной, экономической и инвестиционной политике.
В повестку дня заседания был включен вопрос об отчете Республиканского комитета по транспорту и связи о своей деятельности. Говоря о работе авиатранспорта, глава Рескомтранса Иван Ванханен напомнил, что является членом наблюдательно совета ПАО «Международный аэропорт «Симферополь». За год было проведено 4 заседания по вопросам хоздеятельности, имеется взаимопонимание с руководством, предприятие работает стабильно, а объемы обслуживания пассажиров увеличиваются.
«В сентябре этого года, на два месяца раньше, чем в прошлом году, аэропорт принял миллионного пассажира»,– подчеркнул Ванханен.
Среди проблемных вопросов он назвал поиск инвесторов для строительства нового аэровокзала и реконструкцию взлетно-посадочных и рулежных полос.
Однако член комиссии, депутат Рефат Чубаров, назвал еще одну проблему крымского аэропорта – завышенные цены на обслуживание, что выливается в высокую стоимость билетов.
«Какой-то злопыхатель утверждает, что в стоимости авиационного билета непомерно завышены составляющие. Как будто подвоз одного пассажира от терминала до самолета стоит $10», – поинтересовался Чубаров.
В ответ Ванханен подтвердил, что такая проблема действительно есть – тарифы на обслуживание рейсов увеличились в 2 раза.
«Только что я прибыл с совещания о взаимодействии авиакомпании Air Onix с аэропортом, – сообщил Ванханен. – Air Onix мы позиционируем как базовую авиакомпанию Крыма и в их цене билета есть этот вопрос».
По словам главы Рескомтранса, аэропорт «Симферополь» – единственный в Украине, который не предоставляет скидки на обслуживание ни одной авиакомпании. Причина в сезонности авиаперевозок, вынуждающих аэропорт придерживаться базовых тарифов Мининфраструктуры Украины.
«Давать скидки – в межсезонье аэропорт не выживет. Поэтому где-то эта часть оправдана», – считает Ваханен.
Он добавил, что основная цель его ведомства – обеспечить пассажиропоток, а вопросы прибыльности работы аэропорта и его управление возложено на Фонд имущества Крыма. Только в 2012 году аэропорт «Симферополь» уплатил в республиканский бюджет 17 млн грн дивидендов, а в этом году такая же сумма перечислена в крымскую казну к середине ноября.
«Вопрос слишком сложный, чтобы на него однозначно ответить», – резюмировал Ванханен.
Тем не менее, из-за повышения тарифов Air Onix уже отказалась от рейсов в аэропорт «Домодедово» (Москва).
Новыми ценами также вызван отказ авиакомпаний оплачивать транспортную ленту для выдачи багажа пассажирам внутренних рейсов – с ноября сумки и чемоданы просто выставляют за дверь багажного отделения.
Напомним, в марте этого года, за два месяца до старта высокого туристического сезона, руководство аэропорта «Симферополь» без объяснения причин расторгло все договоры с компанией «Крымавиасервис» и вынудило ее прекратить здесь операционную деятельность. Компания «Крымавиасервис», 17 лет обслуживавшая предприятие, демонтировала стойки регистрации и автоматизированную систему обработки багажа в терминале внутренних авиалиний, которую три года назад перед началом курортного сезона приобрела за собственные средства по просьбе руководства аэропорта.
В результате главные воздушные ворота Крыма к туристическому сезону остались без новой транспортной ленты, стойки регистрации пассажиров, спецтехники, и вынуждено сократили рабочие места. На перрон аэропорта были возвращены старые трапы и аэродромные тягачи, а инвалидов переносят из самолетов в залы прилёта на руках, тогда как ранее это делал спецавтомобиль.
Место «Крымавиасервиса» должна была занять фирма с одесской пропиской и уставным фондом в 10 тыс грн – ООО «Аэропорт Хендлинг». Единственным учредителем этого ООО является житель Одесской области, и у нового партнёра аэропорта нет ни необходимой техники, ни специалистов. Фирма уже получила согласие аэропорта на работу и подала заявку в Госавиаслужбу на сертификацию.
В настоящее время практически вся дирекция аэропорта «Симферополь» состоит из выходцев из Одессы – начиная от менеджеров высшего звена и заканчивая бухгалтером. Набсовет ПАО по-прежнему возглавляет экс-министр финансов Крыма, а ныне губернатор Одесской области Николай Скорик. Все счета аэропорта также переведены в одесский «Финбанк».
В заслугу одесского менеджмента Минфин и Фонд имущества ставили резкий рост прибыльности предприятия – реальные показатели вот уже второй год превышают плановые в 2-3 раза. При этом чиновники крымского правительства умалчивают о массовых сокращениях и других нововведениях одесских управленцев, а также не поясняют низкий уровень доходов аэропорта в период руководства нардепа-«регионала» Сергея Васютина.
Как ранее сообщалось, симферопольский аэропорт в ближайшем будущем фактически будет передан под финансовый контроль старшему сыну президента Украины Александру Януковичу. Как считают сотрудники аэропорта «Симферополь», на предприятии будет применена схема, использованная в Одессе, где полтора года назад 75% акций аэропорта «Одесса» были переданы неизвестной компании, а 25% – остались в собственности города. Вместе со смертью крымского премьера Василия Джарты инвестиционные проекты реконструкции аэропорта «Симферополь» и налаживаемые связи с определенными инвесторами были забыты, поменялось и руководство аэропорта. На самом предприятии в открытую говорят, что руководит крымским аэропортом то же лицо, что и в аэропорту «Одесса» – Борис Кауфман. В подтверждении этому в сентябре Фонд имущества Крыма своим приказом ввел в состав правления ПАО Владимира Артмина, до этого возглавлявшего отдел внутренней безопасности в ООО «Международный аэропорт «Одесса». Официально Артмин назначен советником по внутренней безопасности генерального директора аэропорта «Симферополь» Бориса Солдатко, которого считают формальной фигурой в руководстве.
Авиакомпанию Air Onix украинские СМИ связывают с сыном украинского премьера Николая Азарова Алексеем. По данным газеты «Коммерсант-Украина», лизинговая компания ILFC, чьи самолеты эксплуатирует Air Onix, обратилась в суд с требованием вернуть два Boeing 737-500. На сегодняшний день весь флот Air Onix состоит из четырех Boeing 737 различных модификаций, выполняющих рейсы из Симферополя в Киев, Москву, Санкт-Петербург, Стамбул, Тель-Авив, Тбилиси, а также из Киева в Братиславу.