Кабинет министров создал государственную корпорацию "Антонов"в июле 2005 года. В ноябре была утверждена структура корпорации. Председателем правления стал Анатолий Мялица. В корпорацию "Национальное объединение 'Антонов'"входят государственное предприятие "Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова"(АНТК им. Антонова, Киев), киевский государственный авиационный завод "Авиант", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и государственное предприятие "Киевский авиаремонтный завод 410-й гражданской авиации".
Министр промышленной политики Анатолий Головко сообщил, что его министерство инициирует создание нового государственного авиастроительного объединения в форме национальной акционерной компании на базе государственной корпорации "Антонов". "По примеру НАК 'Нафтогаз Украины'",– пояснил господин Головко. По словам министра, проект постановления о создании новой структуры будет утвержден Кабмином до конца текущего года. В состав нового объединения кроме авиастроительных предприятий также войдут компании, производящие продукцию для авиационной отрасли, в частности, запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс"и ряд других двигателестроительных заводов, названия которых пока не разглашаются.
По информации отраслевых экспертов, продукцию для авиапрома производят Южный машиностроительный завод им. Макарова, конструкторское бюро "Южное"и черниговский завод радиоприборов ЧеЗаРа.
По словам главы Минпромполитики, корпорация "Антонов" не справляется с возложенными на нее функциями в области проведения общей государственной политики в авиастроении, так как является объединением самостоятельных предприятий, находящихся на разных уровнях развития. Вчера господин Головко раскритиковал руководство ХГАПП за невыполнение обязательств по реализации проекта создания авиасборочного производства в Иране. Он также отметил, что новой авиастроительной организацией будет управлять один руководитель, который будет отвечать за деятельность всего объединения.
Стоит отметить, что в России похожее объединение авиастроителей уже произошло. В начале этого года президент России Владимир Путин подписал указ "Об открытом акционерном обществе 'Объединенная авиастроительная корпорация'". В состав корпорации вошли крупнейшие конструкторские, авиастроительные и лизинговые фирмы (подробнее см. справку).
Представители авиастроительной отрасли одобряют инициативу Минпромполитики. "Это справедливое решение. На сегодняшний день корпорация не способна решать ни финансовые, ни кадровые вопросы. Нужно передать предприятия в управление одному руководству",– считает первый заместитель генерального директора корпорации "Антонов"Олег Сляднев.
Тем не менее реализовать эту идею будет затруднительно. "За последние несколько лет через министерство прошло 25 проектов постановлений, 10 проектов указов и много других документов, предполагающих создание авиаобъединения в различных формах",– рассказал Ъ высокопоставленный источник в Минпромполитики. По мнению собеседника Ъ, объединять авиастроителей с производителями двигателей нецелесообразно, так как самые крупные из последних обслуживают не только авиастроительную отрасль. "На сегодня ни один проект по объединению авиа- и двигателестроительных предприятий в мире не был еще реализован,– отметил источник Ъ.– Это наше украинское ноу-хау".
Отраслевые эксперты не берутся оценивать эффективность предлагаемого Минпромполитики проекта, однако отмечают ряд преимуществ объединения. Аналитик компании "Альфа-Капитал" Екатерина Полякова считает, что преобразование в НАК позволит легче выходить на внешние рынки заимствования, а также предоставит целый ряд преимуществ при участии в международных тендерах.
Генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что такая практика объединений в мире не пользуется популярностью. "Теоретически реструктуризация позволит подчинить всю отрасль общей стратегии, но в конечном счете все будут решать кадры. Результат будет виден не ранее чем через пару лет",– говорит господин Рыбак.
По мнению директора экономических программ Центра им. Разумкова Василия Юрчишина, правительству в первую очередь надо задуматься о том, как улучшить финансирование этой отрасли. "Надо увеличить портфель прибыльных заказов и расширить рынки сбыта. А опыт деятельности НАК показывает, что это закрытые структуры, которые предоставляют большие возможности для злоупотреблений",– подчеркнул господин Юрчишин.
ВЛАДИМИР Ъ-ДРАБЧУК, МАКСИМ Ъ-КУТИК
http://www.kommersant.ua/doc-rss.html?docId=721885&issueId=35775