12.12.13 
ImageАн-70 вновь становится предметом торга «большой» политики между Украиной и РФ

Проект создания украино-российского среднего военно-транспортного самолета Ан-70 становится одним из факторов в геополитическом противостоянии Украины: или ассоциация с Евросоюзом или Таможенный союз. Российская сторона после более чем полугода критических заявлений вдруг кардинально поменяла свое мнение и объявила о перспективности проекта. Более того, в подтверждение этих заявлений появилось постановление правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 гг.» от 28 ноября 2013 г.

После бесконечных неопределенных заявлений и меморандумов, наконец, есть определенность. Оказывается:

  • Ан-70 нужен Минобороны РФ - «проект Ан-70 предусматривает создание среднего оперативно-тактического самолета, предназначенного для перевозок вооружения и военной техники, грузов и высадки воздушных десантов»;
  • его будут производить в РФ (правда, пока не решен вопрос о конкретной площадке - Казань или Ульяновск);
  • старт производства - 2017 г., до этого времени «Проект находится в стадии перевода конструкторской документации в электронный формат и доработки комплекса бортового оборудования в соответствии с современными требованиями»;
  • и, наконец, «Минобороны РФ в рамках Государственной программы вооружения планирует приобрести 60 самолетов этого типа».

Сам документ не афишировался, но 3 декабря, как раз накануне визита Виктора Януковича в Китай, состоялся визит в Киев одного из «ястребов» российского политикума, который долго и яростно критиковал проект Ан-70, - заместителя главы правительства РФ Дмитрия Рогозина. Он посетил ГП «Антонов» «с рабочим визитом». Причем, все это происходило на фоне августовских заявлений Д.Рогозина о том, что: «… самолет-то виртуальный. Вот все говорят, вот у него уникальный обдув крыла, он взлетает с короткой полосы, с грунта… Но вот это мы видели только на бумаге… По своим техническим характеристикам он практически прямой конкурент Ил-496. Задам вопрос: зачем нам многотемье, да к тому же с половинчатыми сериями? Нужно ли нам производить на собственном предприятии, допустим, 50 Ильюшиных-476 и 50 Ан-70?».

Стоит отметить, что рабочий визит российского бюрократа на фоне политического кризиса в Украине остался практически незамеченным большинством СМИ. Собственно, и в ГП «Антонов» и в Кабмине не особо акцентировали внимание на визите столь одиозной фигуры. Официальное сообщение об этом мероприятии ограничилось набором дипломатических фраз, выдержанных в умеренных тонах: «Стороны обговорили основные направления украино-российского сотрудничества в авиационной отрасли… Вопросы, касающиеся координации выполнения научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, ведения согласованной политики в области взаимоотношений с третьими странами в сфере создания самолетов военного и гражданского назначения. Акцент в переговорах был сделан на конструктивном, экономично выгодном развитии совместных авиационных программ».

Казалось бы, никакой конкретики, таких заявлений было уже десятки, если не сотни. Однако здесь стоит обратить внимание на фразу: «о согласованной политике при работе с третьими странами». Особенно актуально это прозвучало накануне визита Виктора Януковича в Китай, где обсуждались вопросы поставок украинской авиатехники в «Поднебесную». И заявления Д.Рогозина о создании неких СП выглядят весьма занятными. Впрочем, в данной ситуации, анонсировавшееся ГП «Антонов» завершение сертификационных полетов Ан-70 в феврале 2014 г., скорее всего, станет реальностью.

Стоит отметить, что кроме Ан-70 российская сторона в ходе последних переговоров намекнула и на развитие других совместных проектов, на которые у нее, ранее, якобы не находилось средств. Речь идет о развитии производства в Воронеже региональных самолетов Ан-148/Ан-158 и возобновлении производства военно-транспортного самолета «Руслан» в версии Ан-124-200.

По первому проекту российская сторона неоднократно заявляла о необходимости уделять больше внимания его конкуренту SSJ 100, который в последнее время столкнулся со множеством технических проблем, по второму проекту Минобороны РФ никак не могло определиться со стартовым заказом. Называлась цифра от 20 до 60 машин, но не было понимания, когда именно они понадобятся - в заявлениях фигурировали даты от 2015 до 2030 года. В последнем случае, российская сторона заявляла, что ГП «Антонов» должно самостоятельно профинансировать опытно-конструкторские работы и существенно модернизировать машину, мол, к 2030 г. изменятся требования к технике и запускать производство устаревшей версии не целесообразно.

Изменение риторики в заявлениях в положительную для украинского авиапрома сторону выглядит как откровенный торг. В данном случае вопрос в цене вопроса, который уже неоднократно становился камнем преткновения в отношениях авиапромов двух стран. Россияне не хотели платить заявленные суммы, а украинская сторона не хотела отдавать проекты за копейки. Сейчас в эти переговоры вновь вмешалась «большая» политика…

Джерело Транспортный Бизнес   Автор: Сергей Баталин