23.12.13 
Южный Судан на пороге масштабной гражданской войны. За последние дни убиты тысячи людей. Президент объявил о подавлении попытки военного переворота. Противостояние политическое - перерастает в этническое. И вот сегодня боевики обстреляли украинские вертолеты, которые выполняют в этой стране гуманитарную миссию.

Украинские вертолеты - главный транспорт в Южном Судане. Здесь их называют не иначе, как "железными ангелами", и не только за белый цвет.

Андрей Цаплиенко, корреспондент:

- Они доставляют воду, зерно, медикаменты туда, куда только вертолетом можно долететь. В прозвище, которое дали своим машинам сами пилоты, меньше романтики и больше реализма - труженики Африки. Спасать чужие жизни для них ежедневная работа.

Перед тремя украинскими экипажами миссия ООН поставила вполне мирную задачу - вывезти беженцев из зоны конфликта. Но, как только несчастных погрузили на борт, по машинам открыли огонь. Экипажу Вячеслава Горбачева удалось уйти от обстрела.

Вячеслав Горбачев, командир экипажа "Украинских вертолетов" (по телефону):

- И когда я вижу, что вокруг начинают поднимать автоматы, начинается стрельба, я быстро поднял вертолет, нам удалось уйти, вслед нам стреляли, но в нас не попали.

Остальным повезло меньше. У одной из машин пулей перебило маслопровод. Отказал двигатель. А, между тем, разъяренные повстанцы собирались казнить беженцев.

Александр Сизон, командир экипажа "Украинских вертолетов" (по телефону):

- У них племенная война, и племя Нуэр уничтожает племя Динка, племя Динка уничтожает плема Нуэр. Что касается экипажа, то, может быть, мы и остались бы живы, но это не вариант.

Владимир Сизон решил не испытывать судьбу. Он дотянул до ближайшей базы на одном двигателе. Третий украинский вертолет повстанцы расстреляли почти в упор.

Олег Полинчук, командир экипажа "Украинских вертолетов" (по телефону):

- Одна куля потрапила в лобове скло напроти другого пілота і дві кулі влетіли навпроти командира повітряного судна. Пальне витікало…потрапляло в вантажну кабіну гелікоптера.

Они сумели подняться, но на подбитой машине далеко не улететь. Сели в незнакомом месте. Пилотов смогли эвакуировать. Вертолёт пришлось бросить. Боевикам до него не добраться, надеется командир.

Олег Полинчук, командир экипажа "Украинских вертолетов" (по телефону):

- Фактично доріг немає проїзних. Вертоліт знаходиться у високій траві. Населених пунктів близько я не бачив.

По правилам ООН, пилот может отказаться от полета в зону боевых действий. Украинцы не отказались. И рискуя собой, спасли восемьдесят четыре жизни.

Джерело Подробности