29.12.13 

В конце ноября этого года в Украину наведался министр обороны республики Хорватия. Встретившись в Киеве с нашим министром обороны, он прибыл в Одессу на завод «Одесавиаремсервис», чтобы осмотреть закупленные Хорватией пять истребителей Миг-21бис.

Незадолго до этого, в июле т.г., между Министерством обороны республики Хорватия и объединением «Укрспецэкспорт» был подписан договор. Согласно документу, Украина, в лице завода «Одесавиаремсервис», продает Хорватии 5 истребителей Миг-21бис и обязуется отремонтировать и модернизировать еще 7 истребителей Миг-21 разных модификаций, находящихся на базе хранения в Хорватии и выведенных из эксплуатации по причине истекшего летного ресурса. Общая сумма договора, как удивительно бы это не звучало, составила около 14 млн евро и повергла специалистов в легкий шок. Дело в том, что о таких ценах на авиацию в Европе давно забыли, а Хорватия, объявив тендер на закупку авиационной техники для своих ВВС, была не только приятно удивлена украинским предложением, но и заподозрила неладно. Но обо всем по порядку.

Республика Хорватия – это маленький осколок бывшей Югославии, сохранившая, тем не менее, свою независимость и небольшие, но очень мобильные вооруженные силы и авиацию. Основное место в них занимают истребители Миг-21, произведенные в СССР еще в 1980-х годах прошлого столетия. В силу небольшого бюджета страна не имеет возможности закупать новейшие образцы вооружений, поэтому проведенный тендер был ориентирован на б/у авиатехнику. Так российский «Рособоронэкспорт» предложил 12 подержанных Миг-29 за 90 млн евро, Израиль – 12 истребителей Kfir C-10 за 235 млн евро, французский концерн «Дассо» «толкал» 12 «Мираж F1 CT» за 270 млн, а шведы за 12 «Гриппенов» хотели 750 млн. Также были предложены 12 модернизированных F-16 за 1 млрд евро и 12 новейших «Торнадо» за миллиард с четвертью.

Ближайшей альтернативой предложению «Одесавиаремсервиса» был румынский завод «Авиастар», который за модернизацию 4-х Миг-21 и поставку 8 своих машин хотел около 20 млн евро. Отметим, у Хорватии ранее были тесные связи с этим предприятием, а в 2003-2004 годах там была модернизирована часть хорватских Мигов. Тем серьезнее были подозрения хорватов относительно украинского предложения, ведь на фоне других участников тендера отечественная цена в 14 млн евро – это просто даром. Что же предложила украинская сторона на продажу в Хорватию?

В 2003-2004 годах Йеменская республика заключила контракт с Одесским заводом на модернизацию 28 истребителей Миг-21бис, но в силу внутренних проблем в этой стране, связанных с волнениями и со сменой власти, Министерство обороны Йемена смогло оплатить работы только по 20 машинам. «Одесавиаремсервис» исправно выполнил свои обязательства по всем 28 Мигам, но 8 неоплаченных машин не передавались заказчику и остались на заводе, где ждали своих хозяев с осени 2008 года. Вот эта восьмерка изначально и предлагалась к продаже хорватам.

В конце 2012 года делегация авиационных специалистов из Хорватии осмотрела в Одессе вышеуказанные машины и потребовала предоставить документы, подтверждающие принадлежность Мигов «Одесавиаремсервису». Завод таких документов не имел, а вся восьмерка красовалась в пустынном камуфляже и несла опознавательные знаки ВВС Йемена. Позиция хорватов была вполне понятной: после приобретения самолетов мог объявиться истинный хозяин этой техники и предъявить свои права на нее. В самом худшем случае хорваты могли остаться и без денег, и без самолетов. Тогда заказчик уехал ни с чем, а «Укрспецэкспорт» приложил все силы, чтобы уладить это недоразумение.

В итоге после долгих переговоров и согласований хорваты решили принять предложение украинской стороны, но и здесь решение было компромиссным. Они решили закупить 5 бывших йеменских бортов и прислать в Одессу на модернизацию еще 7 своих, находящихся на базе хранения с истекшим летным ресурсом. Интересно, что модернизация каждого своего самолета обошлась хорватам дороже стоимости каждого йеменского.

Как бы там ни было, на этом история заканчивается. Хорваты усилили боеспособность своей страны, а сотрудники отечественного предприятия получили работу и зарплату. Но таких примеров все меньше и меньше. И в самом ближайшем будущем один из старейших авиационных заводов в мире, основанный в 1911 году, может вовсе остаться без заказов.

Джерело Контракты   Автор: Сергей Флапперонов