Есть поговорка - «один американец - индивидуалист; двое американцев - фирма; трое американцев - монополия». В теории ее можно экстраполировать на Украину: согласно отечественному законодательству, монополистом признается структура, владеющая не менее, чем 1/3 доли рынка. Если говорить об украинской практике, то бывают случаи,когда тот или иной сегмент рынка контролирует лишь одна компания.
С 1 февраля именно такая ситуация сложилась на рынке кейтеринговых услуг в международном аэропорту «Борисполь» - рукотворно созданным статусом монополиста теперь обладает компания Do&Co Kyiv.Чьим «руками» созданы тепличные условия ведения бизнеса для Do&Co Kyiv и кому это выгодно? Об этом ниже.
Начнем с того, что на прошлой неделе на одном из ресурсов,специализирующихся на авиационной тематике, появилась статья «Аэропорт«Борисполь» устраняет нарушения в деятельности одного из операторов поставки бортового питания». Не факт, что один хозяйствующий субъект (аэропорт) наделен правом устранять якобы нарушения в деятельности другого хозяйствующего субъекта. Но не в этом суть.
Как следует из ее текста нарушителем является компания «Аиро Кэтеринг», входящая в глобальную кейтеринговую компанию LSG со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне. Отметим, что LSG является структурным подразделением лидера мирового рынка авиаперевозок - группы Lufthansa.
Процитируем заглавный абзац вышеуказанной статьи. «Госпредприятие «Международный аэропорт «Борисполь» вынуждено приостановить доступ Дочернего предприятия с иностранными инвестициями «Аиро Кейтеринг Сервисиз Украина» к инфраструктуре, прежде всего, к контролируемым и охраняемым зонам аэропорта. Это обусловлено тем, что компания «Аиро Кейтеринг Сервисиз Украина» осуществляет деятельность по предоставлению услуг загрузки и разгрузки бортового питания на территории аэропорта без достаточных на то правовых оснований».
От шуток о «немецких шпионах» а-ля 1937 год, пришедших на ум после слов «к контролируемым и охраняемым зонам аэропорта», воздержимся. Поверить же в то, что дочернее подразделение Lufthansa совершенно беззастенчиво нарушает законодательство Украины нелегко.
Ситуация сложилась неоднозначная. Действительно «Аиро Кэтеринг» в последние пару лет работала в «Борисполе» без официально заключенного арендного договора. Но при этом исправно (своевременно и в полном объеме) платила арендную плату. А аэропорт «Борисполь» не без удовольствия ее принимал. Отечественное хозяйственное законодательство позволяет трактовать факт получения оплаты в качестве подтверждение наличия и выполнения договорных отношений. Пусть и без их закрепления на бумаге.
Впрочем, куда любопытнее история о том, как компанию «Аиро Кэтеринг» несколько лет «пускали по восьмерке», когда она пыталась узаконить отношения с госорганами. Первое ее обращение к ФГИ и «Борисполю» относительно пролонгации аренды имущества (цех производства питания в аэропорту) датировано2011 годом. ФГИ перенаправил «Аиро Кэтеринг» в свое отделение по Киевской области, предложив продолжить арендные отношения, подписав трехсторонний договор, участниками которого должны были стать указанное областное отделение Фонда, международный аэропорт «Борисполь» и «Аиро Кэтеринг». Однако, до подписания документов дело так и не дошло: отделение ФГИ по Киевской области и«Борисполь» отказались от этого со следующими мотивировками - во-первых, необходимо провести оценку имущества, пролонгировать аренду которого намеревалась компания «Аиро Кэтеринг»,во-вторых, продлевать ранее заключенный договор госорган и аэропорт не хотели,а хотели подписать договор новый.
Умолчим об игнорировании указаний ФГИ - органа, который не только является вышестоящим по отношению к отделению ФГИ по Киевской области,но и который распоряжается государственным имуществом в нашей стране. То есть имуществом аэропорта «Борисполь», который, напомним, является государственным предприятием.
«Аиро Кэтеринг» заказала проведение оценки имущества, параллельно с чем вновь обратилась в отделение ФГИ по Киевской области с тем же предложением - пролонгировать договор аренды имущества в аэропорту «Борисполь».Но, несмотря на то, что облотделение Фонда объявило соответствующий конкурс, к участию в котором «Аиро Кэтеринг» была допущена и небезосновательно рассчитывала на победу, это не помогло компании приблизиться к подписанию документов. В игру вступил еще один госорган. В конце2012 года Министерство инфраструктуры не разрешило Киевскому областному отделению ФГИ заключать договор аренды указанного имущества.
Оставим за скобками вопрос о том, имеет ли право Мининфраструктуры препятствовать заключению договоров органами Фонда госимущества. Интересна формулировка,объясняющая позиции министерства: оказывается, имущество, которое арендовала и намеревалась далее арендовать компания «Аиро Кэтеринг», за которое она исправно платило арендную плату, по мнению Министерства инфраструктуры уже находится в аренде у «Аиро Кэтеринга» и действие договора ранее было продолжено.
Несложно представить изумление руководства «Аиро Кэтеринга»!Тем не менее, на основании документа из Минифраструктуры, облотделение ФГИ приостановило объявленное ранее проведение конкурса относительно аренды вышеуказанного имущества в аэропорту «Борисполь».
В конце 2012 - начале 2013 годов, казалось бы, наметился конструктивный выход из ситуации, в которую кэтеринговую компанию загнали госорганы - аэропорт и «Аиро Кэтеринг» договорились подписать договор аренды имущества на 1 год. Но, не тут-то было - Мининфраструктуры отказалось согласовать передачу помещений в аренду «Аиро Кэтерингу».
Описанное выше не дает оснований усомниться - на протяжении двух лет компания «Аиро Кэтеринг» делала все от нее зависящее для того, чтобы в соответствии с действующим законодательством оформить аренду недвижимого имущества, в котором размещен ее цех производства бортового и аэропортового питания.Но госорганы этому изощренно препятствовали.
А с приходом летом 2013 года в «Борисполь» нового руководства, изысканное глумление сменилось действиями: «Аиро Кэтерингу»указали на дверь, с 1 февраля 2014 года. Отметим, что еще несколько компаний пытались получить право работать в «Борисполе» на рынке кэтеринговых услуг,однако руководство аэропорта безапелляционно давало им «от ворот поворот».
Теперь в главных воздушных воротах страны остался один оператор рынка бортового питания и организации питания в залах аэропорта -компания Do&Co Kyiv, которую ряд хорошо информированных аналитиков связывает с предпринимателями из Одессы А.Грановским и Б.Кауфманом (их называют реальными бенефициарами деятельности госпредприятия международный аэропорт «Борисполь»).Не приходится сомневаться в том, что «Борисполь» и компания Do&Co Kyivдействовали согласованно, в интересах последней. Дуополия сменилась полной монополией.
Под лозунгом наведения порядка в «Борисполе»окончательно монополизирован рынок кэтеринговых услуг, емкость которого оценивается в 36 миллионов долларов в год.Хороший подарок частным выгодоприобретателям от деятельности госпредприятия международный аэропорт «Борисполь». К чему это приведет? К тому, к чему всегда приводит монополизация любого рынка - цены возрастут, качество ухудшится.
Кстати, показательным является тот факт, что авиакомпанияTurkish Airlines питание для пассажиров, следующих из Киева в Стамбул и обратно, загружает в Стамбуле, у компании Turkish Do&Co. Это ли не реальная оценка цены и качества бортпитания от украинского Do&Co Kyiv?Понятно, что в рамках одного холдинга информация об этих параметрах распространяется быстро и характеризуется высоким уровнем достоверности...
Слова британского философа и экономиста Джона Стюарт Милля -«монополия в любой ее форме есть препятствование усердию ради поддержки лености, если не грабежа» - в полной мере можно экстраполировать на ситуацию, сложившуюся на рынке бортового и аэропортового питания в «Борисполе».
Впрочем, теперь и сам термин «рынок» вряд ли стоит применять к данной ситуации. Разве могут существовать рыночные отношения, если указанные услуги оказывает один-единственный неестественный монополист...
Виктор Никитенко