Энергетические ресурсы особенно чувствительны к изменениям на мировой политической арене. Последние события в Черноморском регионе подняли цены на нефть марки Brent Crude до 111,71 долларов США за баррель, что является максимумом за последние пять месяцев. Тем не менее, если колебание цен на нефть останется в районе 2-3%, мировой рынок продолжит развиваться, основываясь на долгосрочных и более предсказуемых факторах, включая добычу горючего сланца и смягчение санкций по отношению к Ирану. Эти факторы послужили снижению цен на нефть. Однако, если цены опустятся ниже 100 долларов США за баррель, авиационная индустрия столкнется с вопросом окупаемости воздушных судов нового поколения.
Альтернатива ОПЕК
Стоимость авиационного керосина (на который приходится около трети всех затрат авиакомпаний) на 75% состоит из стоимости неочищенной нефти. Цены на нефть достигли своего пика в марте 2008 года, когда поднялись до 144 долларов США за баррель. На сегодняшний день эти показатели снизились примерно на четверть, что дает игрокам рынка повод для оптимизма и возможность меньше зависеть от ОПЕК.
Будущие действия США и Ирана могут привести к тому, что мир вернется к двузначным ценам на нефть. Смягчение санкций по отношению к Ирану позволили ему начать продажу нефти в Японию, Северную Корею, Индию и Тайвань. Долгожданное сотрудничество с правительством Ирана в отношении ядерной программы может снять и оставшиеся финансовые ограничения, открыв страну с крупнейшими в мире месторождениями нефти для Европы и Северной Америки. Вместе с этим, International Energy Agency сообщает, что к 2015 году США добьется увеличения добычи нефти и станет крупнейшим нефтедобытчиком в мире.
«Вся авиационная индустрия в прямом смысле держится на нефти. Несмотря на растущее потребление топлива, предложение может скоро превысить спрос, понизив цены еще на 10-15%. Если цены упадут ниже психологической отметки в 100 долларов США за баррель, это может многое изменить», - комментирует Тадас Гоберис, генеральный директор AviaAM Leasing.
Дешевая нефть vs. neoMAX
Несмотря на экономический кризис, теракты 11 сентября и другие неблагоприятные факторы, мировая авиаиндустрия растет как количественно, так и качественно. Авиакомпании Индонезии, Китая, США и других стран заказывают тысячи новых воздушных судов и повышают коэффициенты загрузки действующего флота (с 65% в 1990 году до 80% сегодня).
Однако, вместе с ростом пассажиропотока растут и затраты авиакомпаний. Специалисты IATA утверждают, что в 2013 году суммарные расходы индустрии на топливо увеличились до 214 млрд. долларов США. Тем не менее, виду снижения цен на нефть, в этом году этот показатель может снизиться на 4 млрд. долларов США.
Даже 10% снижение цен на авиационный керосин может позволить авиакомпании сэкономить до 400-500 тыс. долларов США на каждое воздушное судно, или несколько миллионов долларов в год для маленьких и региональных перевозчиков.
«Крупные авиакомпании владеют парками в 50, 100, 150 и более ВС. Любое изменение стоимости топлива даже на 1% может означать для них миллионы убытков или прибыли. Однако, крупные перевозчики располагают финансовыми возможностями для минимизации потенциального урона от подобных колебаний. Более мелкие авиакомпании не имеют такой роскоши, а также не могут реструктурировать свой флот каждый раз, когда цены на нефть растут или падают», - отмечает Тадас Гоберис.
Важно отметить, что стоимость новейших топливоэффективных самолетов, как Boeing 737 MAX, на 10-15 млн. долларов США выше, чем Boeing 737 Next Generation. Несмотря на то, что рыночные цены на ВС зачастую на 40-50% ниже каталожных, каждая новая покупка оказывает огромное влияние на региональные и маленькие авиакомпании.
«Давайте посмотрим правде в глаза - не каждый перевозчик в состоянии заплатить 40-50 млн. долларов США за новые самолеты. Безусловно, исключительно высокие цены на нефть являются важным аргументом в пользу долгосрочных инвестиций в более экономичный с точки зрения потребления топлива флот. Однако цены на нефть снижаются, и если эта тенденция продолжится, затраты авиакомпаний могут понизиться на столько же, на сколько этого можно добиться сейчас только за счет перехода на суда нового поколения, - комментирует Тадас Гоберис. – Снижение цен на нефть будет стимулировать спрос на новые и подержанные ВС нынешнего поколения. Сегодня стоимость 5-7 летнего самолета до 50% ниже, чем нового, а их потребление топлива практически одинаковое. Таким образом, если ничего не поменяется, многие авиакомпании смогут вскоре добиться существенного снижения затрат, расширяя и обновляя свой флот на значительно лучших условиях».
О компании AviaAM Leasing:
AviaAM Leasing – это глобальная авиационная компания, специализирующаяся на приобретении, лизинге и продаже воздушных судов. Компания ориентирована на рынок подержанных узкофюзеляжных и региональных самолетов. Акции компании котируются на Варшавской фондовой бирже (WSE).
Подробнее о компании AviaAM Leasing: www.aviaam.com