В течение последних нескольких лет мировая авиационная индустрия демонстрировала впечатляющие темпы роста, оказывая соответствующее влияние на сегмент ТОиР услуг. Так, консалтинговая компания TeamSAI прогнозирует, что стоимость мирового рынка ТОиР достигнет 60 млрд. долларов США в 2014 году, а через 10 лет перевалит за отметку в 90 млрд. долларов. Эксперты также отмечают, что практически половина сегмента по техобслуживанию фюзеляжа ВС, который на сегодняшний день оценивается в 18 млрд. долларов США, придется на услуги для узкофюзеляжных судов. Тенденции рынка указывают на то, что значительный рост рынка будет обеспечен за счет спроса на различные услуги по модернизации ВС.
Поддерживаемый стабильным восстановлением мировой авиаиндустрии, рынок ТОиР услуг должен сохранить положительную динамику роста в 2014 году. Это в особенности касается сегмента по обслуживанию узкофюзеляжных ВС. Статистические данные разных источников указывают на то, что только на обслуживание фюзеляжа самолетов семейств Airbus A320 и Boeing 737будет потрачено порядка 7 млрд. долларов США. К примеру, компания Timco Aviation Services сообщает, что на долю узкофюзеляжных самолетов приходится около 70%общего объема работ. AAR Corp., в свою очередь, выявила, что в 2013 году на работы с судами Boeing 737 было затрачено около 20% всех человеко-часов в их мастерских, и еще примерно столько же - на обслуживание популярных узкофюзеляжных моделей Airbus.
Воздушные суда семейств Boeing 737 и Airbus A320являются одними из самых распространенных и востребованных в мире. Только в2014 году мировые перевозчики получат порядка 1100 новых ВС, 60% из которых придется на узкофюзеляжные модели. При этом, несмотря на то, что на долю работ по обслуживанию фюзеляжа упомянутых типов ВС придется около 75% всего сегмента,стоимость C-check и D-check, запланированных на 2014 год, составит лишь около 1млрд. долларов США. Это объясняется тем, что прогнозируемый рост будет по большей части обусловлен высоким спросом на различные услуги по модернизации ВС.
В 2014 году сегмент услуг по модернизации ВС увеличится примерно на 10%. Такие прогнозы основываются на том, что авиаперевозчики стремятся повысить свою конкурентоспособность за счет унификации флота (особенно заметно среди объединившихся авиакомпаний), а также модернизации бортовых развлекательных систем и установке Wi-Fi оборудования. Кроме того,авиакомпании продолжают искать новые способы для сокращения операционных расходов и рассматривают различные варианты по уменьшению веса ВС, включая модификации салонов и использование более легких материалов. В результате, уже сегодня доля таких работ составляет около 7% всего рынка ТОиР.
«Поскольку большинство операторов полностью удовлетворены эксплуатационными показателями самолетов семейств Boeing 737 и Airbus A320, глобальный рост числа этих ВС на рынке является совершенно ожидаемым. Ввиду растущей конкуренции авиакомпании начинают активно инвестировать в модернизацию и переоборудование ВС, чтобы поднять уровень комфорта своих самолетов до современных стандартов, - комментирует Андрюс Норкявичус, операционный директор FL Technics Engineering. - Эта тенденция автоматически увеличивает спрос соответствующие работы по переоборудованию салонов, установке бортовых развлекательных систем и т.д. Наряду с этим, популярность набирают такие решения по оптимизации операционных расходов, как установка новых законцовок крыла, с помощью которых можно добиться 1-2% сокращения расхода топлива. Эти тенденции перераспределяют объем работ провайдеров ТОиР».
Некоторые провайдеры утверждают, что аналогичные тенденции наблюдаются и среди операторов региональных самолетов. Так, компания Timco недавно открыла центр по техобслуживанию самолетов типа Embraer ERJ145, E170/E190 и Bombardier CRJ200/700/900, уделяя особое внимание возможностям по модернизации и переоборудованию ВС. Если еще недавно перевозчикам нужны были краткосрочные программы по модернизации, ориентированные на конкретный тип ВС, то сейчас все больше авиакомпаний обращаются с заказами на весь флот.
«Предпочтения пассажиров также оказывают свое влияние на спрос. К примеру, пассажиры, ранее летавшие бизнес-классом, начинают постепенно переходить эконом-класс, и авиакомпаниям приходится повышать свои стандарты комфорта. Учитывая все вышеупомянутые тенденции, стремление авиаперевозчиков уменьшать вес ВС и растущую популярность всяческих дополнительных услуг, давление на сегмент ТОиР в будущем только возрастет», -считает Андрюс Норкявичус.
О компании FL Technics:
FL Technics является глобальным поставщиком индивидуальных комплексных решений в сфере технического обслуживания и ремонта воздушных судов коммерческой и бизнес-авиации. Компания работает по принципу«одного окна», предоставляя услуги по техническому базовому и линейному обслуживанию воздушных судов, обслуживанию двигателей, инжинирингу, ремонту шасси, поставкам запчастей и компонентов, логистике и таможенной очистке,подготовке технического персонала, поддержке при доставке и возврате ВС, и др.
FL Technics имеет сертификаты EASA Part-145, Part-M, Part-147, Part-21 и предлагает комплексные решения по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов типа Airbus A300/A310/A320/A330/A340/A380, Boeing 737 CL/737 NG/747/757/767/777; Bombardier CL600-2B19; ATR 42/72; EMB 135/145; MD 80; FOKKER 50/70/100 и SAAB 2000/340. Работы осуществляются на базе FL Technics в Вильнюсе (Литва), а также посредством разветвленной сети линейных станций в Европе, СНГ и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Представительства компании расположены в Литве, России, Великобритании, Польше, Италии и Малайзии. FL Technics является партнером Boeing по программе GoldCare.
FL Technics входит в состав Avia Solutions Group, крупнейшего в Восточной Европе и СНГ поставщика комплексных решений для авиационной индустрии, акции которого торгуются на Варшавской фондовой бирже.