18.04.14 
Тема КП «Международный аэропорт Николаев» (КП «МАН») в местных средствах массовой информации уже настолько плотно укоренилась, что у обывателя давно сложилось четкое понимание происходящего на коммунальном предприятии хаоса. К сожалению, они правы. Это мнение подтверждается многочисленными письмами трудового коллектива, выступлениями чиновников и депутатов разных уровней.

Лично у меня сложилось, возможно, субъективное мнение, что «сказ о потенциальном инвесторе» для аэропорта передается в наследство каждому последующему губернатору Николаевщины, вместе с кабинетом на 4 этаже облгосадминистрации.

Но мы так ни разу и не услышали мнения человека, которому приписывают как подъем, так и упадок КП «МАН», которого власть и общественность обвиняли в присвоении имущества аэропорта и, одновременно, с тоской вспоминали о «лучших временах» при его руководстве предприятием.

Мы решили побеседовать с Андреем Кейяном, экс-генеральным директором КП «Международный аэропорт Николаев», одним из самых опытных и авторитетных авиаторов Украины,

Стоит отметить, что на контакт Андрей Ефремович пошел не сразу, давать интервью и что-либо комментировать достаточно долго отказывался, объясняя это отсутствием времени и недоверием к средствам массовой информации. Но, согласившись, Андрей Кейян настоял на том, что бы абсолютно никакие правки в сказанное им не вносились, не использовалась цензура на упоминание отдельных имен и фамилий. Это было его главным условием. Мы его приняли.

Итак, 16 апреля Андрей Ефремович пригласил нас в Одессу, где постоянно проживает, и в тихом кафе на Соборной площади рассказал об истинной ситуации в николаевском аэропорту, происходившей раньше и происходящей в настоящее время.

- Я долго молчал, - не дожидаясь вопроса начал Андрей Кейян, - не смотря на то, что в прессе и различных заявлениях Ваших местных чиновников упоминалась моя фамилия. Часто не в самом лучшем свете. Я убежден, что входить в полемику с людьми, которые вообще далеки от гражданской авиации и темы аэропорта, абсолютно бесполезно. Но всему должна быть мера.

- Андрей Ефремович, для начала расскажите, пожалуйста, пару слов о себе, поскольку в открытых источниках мы не смогли найти Вашу биографию и какую-либо информацию о Вашем жизненном пути.

- Родился в Абхазии в 1956 году, живу в Одессе, занимаюсь бизнесом, воспитываю троих детей и уже четырех внуков. Если Вас интересует мой профессиональный путь, скажу сразу – я в гражданской авиации не случайный человек. После окончания Тамбовского авиационного училища в 1978 году по распределению был направлен в Одесский объединенный авиаотряд. Сегодня это - Международный аэропорт «Одесса». Дослужился от рядового авиатехника до генерального директора. Создал в 1994 году первую в Украине частную авиакомпанию «Таврия», чей флот летал регулярными рейсами в Стамбул, Дубаи, Домаск, Киев и многие другие города. «Таврия» обслуживала 15 регулярных рейсов и выполняла чартерные рейсы более чем в 100 стран мира. В 2005 году сложившиеся семейные обстоятельства вынудили продать авиакомпанию и уделить максимум времени семье.

- Но в 2006 году Вы все-таки продолжили работать, в этот раз в николаевском аэропорту. Кстати, а как Вы попали в наш аэропорт? Вас кто-то пригласил или это была личная инициатива?

- В Николаевский аэропорт летом 2006 года на должность генерального директора меня пригласил, на тот момент глава облгосадминистрации, Александр Садыков. Этот человек по настоящему беспокоился об имидже области, понимал, что аэропорт добавляет региону инвестиционную привлекательность.

- И Вы согласились?

- Да. Могу объяснить почему. Во-первых, меня пригласил губернатор Садыков, с которым я был хорошо знаком и до этого. Во-вторых, я хотел еще раз доказать, что смогу поднять предприятие даже из такого состояния.

- О каком состоянии идет речь? На сколько сложной была ситуация в николаевском аэропорту в 2006 году?

- Состояние было просто ужасным. Аэропорт не имел ни одного действующего сертификата, железнодорожные пути, которые подходили к топливно-заправочному комплексу, были разобраны и разворованы, котельная аэропорта тоже разобрана и сдана в металлолом. На предприятии не было ни одной единицы нормально работающей спецтехники, здание аэровокзала находилось в полуразрушенном состоянии, кабеля системы посадки были порезаны, что, само собой, вывело из строя саму систему посадки. Около года не выплачивалась зарплата работникам, были огромные долги перед пенсионным фондом, перед облэнерго, перед поставщиками топлива… Только в исполнительной службе были производства более чем на 1.5 миллиона гривен. И это при том, что средняя зарплата в аэропорту на тот момент составляла 376 гривен. Но, не смотря на все эти трудности, я видел перспективу у этого предприятия. И поставил перед собой цель, которую реализовал, насколько было возможно.

- Итак, цель у Вас была. С чего начинали?

- Через 10 дней после моего назначения, аэропорт запустил уже первый рейс «Николаев-Киев-Николаев». Многие Ваши коллеги (николаевские журналисты – ред.), я думаю, это помнят. Была начата работа по сертификации, получили временное разрешение на работу аэропорта, началась работа с авиакомпаниями, увеличилось количество пассажирских рейсов. Если раньше, в лучшем случае, летало 3 в месяц, то уже через два месяца их стало 2-3 в день! Тут же хэндлинговые компании (компании, занимающиеся обслуживанием чартерных рейсов – ред.) узнали о том, что аэропорт возобновил работу. Как результат, количество рейсов, пассажиропоток, начал более стремительно увеличиваться. Погашалась задолженность по заработной плате. В ноябре 2006 года из николаевского областного бюджета нам было выделено 976 тысяч гривен на восстановление части перрона, на восстановление и облет средств посадки, восстановление светосистемы, службы авиационной безопасности аэродрома. За эти же деньги мы купили необходимую спецтехнику. Самой главной нашей заслугой стало то, что работники поверили в предприятие, в то, что оно будет развиваться.

С первого дня работы мы занялись разработкой международных рейсов. И уже в марте 2007 года, после получения всех необходимых разрешений и сертификатов, мы подписали второй регулярный рейс «Москва-Николаев-Москва». А первый регулярный рейс, «Киевский», с 3 полетов в неделю перевели на ежедневный график. В том же марте, помимо пассажирских, был подписан и регулярный грузовой рейс «Стамбул-Николаев». Кроме этого, мы увеличили количество чартерных рейсов до 100 в месяц. Это, чтоб Вы понимали, больше, чем николаевский аэропорт принял за весь прошлый и нынешний год. Обеспечивал Николаевский аэропорт и ООН-овские программы Министерства обороны Украины, принимая и отправляя миротворцев на «Русланах» (Ан -124 «Руслан» - самый крупный грузовой самолет в мире – ред.). И, забегая наперед, скажу, что к сентябрю 2007 года аэропорт из убытков вышел на 500 000 гривен прибыли. Был закрыт долг перед облэнерго, частично закрыты долги более старых периодов, зарплату начали выплачивать регулярно по графику. Кстати, насчет зарплат. С 1 января 2007 года на предприятии было введено новое штатное расписание, которое предусматривало увеличение зарплаты всех, абсолютно всех работников, более чем в 3 раза. Но, для дальнейшего качественного развития аэропорта и выхода из долговой кабалы, необходимы были дополнительные внешние источники финансирования - инвесторы. Инвестировать, кроме меня, в коммунальное предприятие никто не собирался. В принципе, как и кредитовать его.

- Вы говорите о дополнительных инвестициях. Значит, у КП «МАН» уже были инвесторы?

- Помимо личных средств, которые я тратил на выплату зарплат персоналу на первых порах, заправки и ремонта спецтранспорта, восстановление инфраструктуры, мне удалось привлечь, на личных гарантиях, что в Николаеве до сих пор не практикуется и не понятно, инвесторов для создания «с нуля» зала повышенного комфорта для приема и обслуживания первых лиц государства и бизнесменов, прилетающих в Николаев, Херсон и прилегающие территории. Была также создана современная мини-гостиница, обеспечивающая предполетный отдых для экипажей, состоявшая из 5 номеров на 13 человек. 13 человек - это экипаж большого грузового самолета, как «Руслан», например.

- А где же раньше принимали «ВИПов»? Я говорю об экс-президенте Леониде Кучме, о том же Викторе Ющенко.

- Раньше их принимали на втором этаже аэровокзала в разбитом совковом помещении с дырявым потолком, который тек во время дождя, и ремонтом «а-ля восьмидесятые».

- А не о том ли помещении Вы говорите, которое постоянно фигурирует в СМИ и ассоциируется с Вашей фирмой «МАН-Хэндлинг»?

- Давайте сразу расставим все точки над «и». После того, как во время пребывания в нашем аэропорту на голову президента Виктора Ющенко чуть не упала плитка с потолка, вопрос создания нормального помещения для высокопоставленных гостей стал, как говорится, ребром. По моей договоренности, под мои личные гарантии, в заброшенном помещении аэровокзала, на первом этаже, где была свалка и жили собаки… Не нужно улыбаться, у меня остались фотографии того, что там творилось. Это помещение, по согласованию с обладминистрацией, было взято на 25 лет в аренду. В течение 2 месяцев на месте лежбища бездомных собак были построены современный VIP зал и мини-гостиница. На это «МАН-Хэндлинг» потратил около 400 000 долларов США собственных средств, что подтверждено официальными актами многочисленных проверок «с пристрастием» работников КРУ и других правоохранительных и контролирующих органов.

- Но заявляют о том, что «МАН-Хэндлинг» - Ваш и он, якобы, обворовывает аэропорт.

- Благодаря Круглову (Николай Круглов – ред.) и Николенко (Геннадий Николенко – ред.) «МАН-Хэндлинг» стал моим в 2013 году.

- Что значит «благодаря»?

- Это значит, что в новом руководстве области, в лице Круглова Николая Петровича и его верного «идальго» Николенко, я не увидел желания развивать аэропорт. Мои неоднократные обращения, в том числе и в письменной форме, насчет приведения в порядок взлетной полосы коммунального предприятия области, для возможности осуществления авиаперелетов в Европейском направлении: Верона (Италия - ред.), Мюнхен (Германия – ред.) самолетами с низкорасположенными двигателями, типа Boeing и Airbus, уперлись в каменную стену непонимания. Сперва, я так думал - это просто непонимание. И, если к Николенко это относится напрямую, то насчет Круглова так уже не скажешь. В октябре 2011 года я написал заявление об уходе, которое Круглов не подписал. Вместе с этим, он на меня натравил все мыслимые контролирующие органы, что, к сожалению, типично для руководства Николаевской области. И уже после второго заявления об уходе меня «отпустили».

На момент моего ухода КП «МАН» имело все необходимые сертификационные документы сроком действия ещё на 2 года вперед, регулярные международные рейсы. Не было долгов по зарплате.

Обладминистрация, в лице Круглова, зная о том, что «МАН-Хэндлинг», как инвестор, заходил в аэропорт под моими личными гарантиями, решил через суд отобрать VIP-зал и гостиницу, расторгнув 25-летний договор аренды. Начались судебные тяжбы и мне пришлось, что бы не подставлять привлеченного мной же партнера-инвестора, выкупить у него «МАН-Хэндлинг» и принять весь удар на себя. Так что теперь «МАН-Хэндлинг» действительно мой.

А что касается грабежа аэропорта «МАН-Хэндлингом», объясняю один раз и для всех. «МАН-Хэндлинг» долгое время обслуживал первых лиц как нашего государства, так и зарубежных. Все накрытые «поляны» для гостей финансировались исключительно из моего кармана. Даже встречая личных гостей, обладминистрация, в лице Гаркуши (Алексей Гаркуша – ред.) и Круглова, умудрялись все расходы переложить на меня.

Кроме того, виды деятельности и перечень услуг «МАН-Хэндлинга» никак не пересекались с перечнем услуг, которые предоставлял аэропорт. Этот факт, почему то, постоянно забывается нашими высокопоставленными чиновниками. Приведу пример. Пассажир платит «МАН-Хэндлингу» только лишь за нахождение в VIP-зале. Это его личное желание. Также он платит за чай-кофе, а пассажирский сбор, плата за «взлет-посадку» самолета и прочие сопутствующие услуги идут на счет аэропорта. Если самолет заправляет «МАН-Хэндлинг»,  что происходит так же исключительно по желанию авиакомпании, то он покупает керосин за свои личные средства, чего часто не может делать аэропорт из-за отсутствия свободных оборотных средств. А за прием, хранение, выдачу, заправку топлива в крыло, приготовление топливной смеси деньги получает исключительно аэропорт. Потому все рассказы о, якобы, использовании «МАН-Хэндлингом» стоянок воздушных судов, заправок и т.д – это вранье администрации Николаевской области, которое рассчитано на незнание предмета, как они любят выражаться – «электоратом». А насчет недавно озвученного в прессе, я это, кстати, на вашем сайте и прочитал, предположения некоторых власть имущих по поводу того, что там (в аэропорту – ред.) зарабатываются миллионы и за них строятся дома, скажу следующее. Я приглашаю этого человека в компаньоны и, кроме торговли водкой, он сможет заняться авиацией и тоже построить себе дом. Если потянет.

- Обращалась ли новая власть к Вам за помощью?

- Ко мне никто не обращался. Я не думаю, что развитие николаевского аэропорта сейчас кому-то интересно, кроме самих работников, не получающих зарплату и не имеющих возможности кормить семьи.

- Андрей Ефремович, возвращаясь к более раннему периоду Вашей деятельности в аэропорту, в то время, когда Вы плотно занялись его восстановлением, от Вас прозвучал тезис о необходимости привлечения инвестора. Какие лично Вы предприняли шаги, как генеральный директор, к привлечению дополнительных финансовых вливаний в развитие николаевского аэропорта? Что было сделано и что планировалось?

- Совместно со своими украинскими и зарубежными партнерами, мы были готовы участвовать в покупке (лизинге, концессии) «Международного аэропорта Николаев», о чем были неоднократные обращения к Гаркуше и Кругову. Следует понимать, что на сегодняшний день аэропорт является финансовым бременем для области, он требует постоянных финансовых вливаний. Акционирование и последующий переход в частные руки, снимает это бремя с плеч областного бюджета и наоборот, работает на его пополнение. Предприятие платит налоги в местный бюджет. Еще во времена Садыкова, когда он был губернатором, был начат процесс акционирования КП «МАН». Но, со сменой власти Садыков-Гаркуша, начались административные войны. Я 4 раза увольнялся Гаркушей с должности генерального директора и столько же раз судом восстанавливался. Причиной послужило то, что я не сошелся с администрацией в «верхняке». За аэропорт в 2007 году мы с партнерами были готовы заплатить 57 миллионов гривен, по тому курсу доллара, хоть он реально этих денег и не стоил. А вот в сумме «благодарности» обладминистрации мы как раз и не сошлись – от нас требовали несоизмеримую со стоимостью самого аэропорта сумму.

Администрация Гаркуши посчитала тот факт, что аэропорт начал развиваться и функционировать на высоком уровне, собственной заслугой. Моя роль в развитии предприятия им показалась незначительной и со мной решили либо попрощаться, либо, вынудить идти к ним и «договариваться». В итоге был остановлен «Киевский рейс», остановлены все грузовые авиаперевозки, сократилось число чартеров… Но сроки акционирования были уже сорваны. Только таким способом власть поняла, что в авиации работают «на имя» и «на репутацию», а не на выполнение распоряжений областных администраций. За это время были увольнения, проверки всевозможных контролирующих органов Николаевской области. Бывало и такое, что за день проводилось более 10 проверок! Обладминистрация, по указанию Гаркуши, отобрала печать аэропорта, и мы пол года работали без печати. Но, не смотря на все это, мы умудрились-таки провести сертификацию и ни на один день не остановили работу аэропорта. Это факт! А еще, при губернаторстве Гаркуши, я «протолкнул» николаевский аэропорт в список аэропортов на реконструкцию, за счет государственного бюджета. Для запуска процесса необходима было поставить только одну подпись в обладминистрации. Реально, только одну! И ее они не поставили, представляете?! Неужели так должны поступать «крепкие хозяйственники»?

После года постоянного вмешательства в работу аэропорта и проводившегося прессинга властей, видя, что ничего не получается, от нас отстали. Но за этот год аэропорт нарастил долги, опять же, благодаря обладминистрации. Это могу, как и другое мною сказанное, документально подтвердить.


 

Во второй части интервью, которая будет опубликована в ближайшее время,  Андрей Кейян расскажет о том, остались ли шансы на восстановления у "Международного аэропорта Николаев", о директорстве Александа Лугового и Виктора Базаренко, о профсоюзе "Авиатор" и о заявлениях уже нынешней власти, касательно перспектив предприятия.

Джерело Подробности