Под влиянием высоких цен на топливо производители стремятся максимально уменьшать вес воздушных судов, широко применяя легкие композитные материалы. С появлением новейших типов ВС, как Boeing 787, Boeing 737 MAX, Airbus A350, Airbus A320neo, в которых до 50% структурного веса приходится на композитные материалы, представители ТОиР сегмента начитают уделять все больше внимания обслуживанию таких компонентов. Естественно, этот процесс требует инвестиций в новое оборудование и техническую подготовку.Однако отдает ли индустрия отчет в том, что действительно подразумевают приближающиеся перемены?
До настоящего момента основной объем работ по обслуживанию композитных компонентов приходился на такие «металлические» воздушные суда, как Airbus A320, A330 и Boeing 737NG. Однако за последние годы применение композитных материалов распространилось с второстепенных агрегатов на критически важные структурные элементы ВС, как планер и крыло. Применение композитных материалов в авиапромышленности на данный момент практически в 10раз выше, чем 25 лет назад. Тем не менее, качество выполняемого ремонта, как и раньше, все еще зависит от квалификации каждого отдельного специалиста.
«Авиационная индустрия добилась заметных успехов в части контроля качества технического обслуживания. Однако несмотря на все достижения, обслуживание компонентов, изготовленных из различных композитных материалов, все еще в значительной степени зависит от умений и добросовестности техника, выполняющего конкретную задачу, - комментирует Кястутис Волунгявичюс, глава FL Technics Training. - Несмотря на то, что производители разработали новые методологии инспекций и ремонтных работ, их применение на практике все еще ограничивается всего несколькими компаниями и еще меньшим количеством специалистов. Решение проблемы с нехваткой квалифицированного персонала может стать более серьезным вызовом, чем ожидалось».
По данным производителей, стоимость ежегодных структурных ремонтов крупных воздушных судов нынешнего поколения будет примерно на 75% ниже, благодаря применению композитных материалов и новых технологий. Вместе с тем ожидается, что в течение следующих 10 лет количество человеко-часов, которые будут затрачены на техобслуживание и структурные ремонты, будет увеличиваться за счет растущего объема работ по обслуживанию таких судов, как Boeing 737, Airbus A320, Boeing 777, Airbus A330/340.
Учитывая вышесказанное, инвестиции в подготовку персонала к выполнению работ, которые пока что применяются редко, могут казаться неоправданными, особенно учитывая тот факт, что такая подготовка может занимать до 3 недель. Консалтинговая компания TeamSAI сообщает, что на данный момент только 3-5% техников обладают необходимой подготовкой и сертификатами для проведения сложных работ по техобслуживанию и ремонту композитных компонентов.Ирония заключается в том, что то, что привело к сокращению операционных затрат авиакомпаний, благодаря снижению расхода топлива, может поднять цены на техническое обслуживание.
«Ремонт сложных монолитных композитных структур может стоить в несколько раз дороже, чем ремонт более старых композитных компонентов или распространенных металлических структур. Такая значительная разница в цене отчасти объясняется тем, что такие работы требуют применения дорогостоящего оборудования, которое может быть не по карману для многих провайдеров ТОиР услуг. Более того, с ростом количества специалистов,прошедших необходимую подготовку, а также с увеличением сложности работ по обслуживанию новых композитных структур, вполне вероятно, что представители профсоюзов будут требовать создания новой более высокооплачиваемой категории,или же увеличившийся спрос на определенные виды работ вызовет соответствующее повышение заработных плат. В любом случае стоит признать, что композитные материалы уже сейчас занимают важное место в авиационной индустрии. Вопрос заключается в том, будут ли провайдеры ТОиР услуг действительно готовы к их обслуживанию», - считает Кястутис Волунгявичюс.
О компании «FL Technics Training»:
Учебный центр FL Technics Trainingпредоставляет услуги по обучению технического авиационного персонала. Компания имеет сертификат EASA Part-147 и предлагает программы обучения по базовому техническому обслуживанию, по типу воздушного судна и специализированные курсы для авиационных механиков, техников, менеджеров и административного персонала.
FL Technics Training осуществляет подготовку технических специалистов на воздушные суда типа Airbus A318/A319/A320/A321, Airbus A380/340/330, ATR 42 - 200/300, ATR 72 - 100/200, Boeing 737 -300/400/500, Boeing 737 - 600/700/800/900, Boeing 757 - 200, Boeing 767 -200/300, Boeing 747/777/767, Bombardier CL-600-2B19, Saab - 340, Saab -2000. Специализированные программы состоят из различных курсов: инжиниринг и планирование, система контроля качества, законодательство EASA в области регулирования деятельности инжиниринга и планирования (Part-M) и технического обслуживания (Part-145), безопасность топливных баков и другие. Учебные программы могут быть изменены в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов.
Учебный центр FL Technics Trainingрасположен в Вильнюсе (Литва). Ежегодно более 3000 студентов проводят более чем40 000 часов на теоретических курсах в Москве, Тюмени, Алма-Ате, Вильнюсе и Лондоне. Практические сессии проводятся в Вильнюсе, Киеве и Лондоне. Среди клиентов FL Technics Training компании из Европы, стран СНГ (Польши, Российской Федерации, Румынии, Украины, Молдовы и др.), Азии (Южной Кореи, Пакистана,Казахстана, Таджикистана), Африки, Кубы и других регионов.
FL Technics Training входит в состав компании FL Technics, глобального провайдера технического обслуживания и ремонта воздушных судов.
Подробная информация о FL Technics Training:http://www.fltechnicstraining.com/