Страны СНГ и Восточной Европы влияют сегодня на развитие 60-миллиардной мировой индустрии ТОиР практически так же заметно, как и азиатские страны. По данным FL Technics, рынок ТОиР двигателей региональных типов ВС в странах Балтии и СНГ потенциально может вырасти до 100 млн. долларов США к2019 году. С приближением первой волны ремонтов на региональных самолетах восточноевропейских перевозчиков игроки рынка ТОиР могут получить новые возможности для развития.
По данным консалтингового агентства TeamSAI, к2023 году европейский рынок ТОиР услуг вырастет с 17 млрд. долларов США до 21,8млрд. Темпы развития варьируются в зависимости от региона. Ожидается, что в течение следующих 10 лет рынок ТОиР услуг в Западной Европе увеличится всего на2,7 млрд. долларов США. Восточноевропейский сегмент развивается иначе и может увеличиться практически вдвое.
Опрос, проведенный FL Technics в 2013 году,указывает на то, что обслуживание авиационных компонентов является наиболее благоприятным сегментом с точки зрения развития конкуренции среди игроков в Восточной Европе и странах СНГ. Более 80% опрошенных отметили, что они не вполне довольны общим качеством услуг в данной области. Расширение флота региональных перевозчиков может также открыть новые возможности для игроков сегмента обслуживания двигателей.
«В последние годы перевозчики стран СНГ и Восточной Европы начали активно пополнять флот такими региональными типами ВС,как CRJ100/200, ATR42/72, Dash 8 Q-Series и другими. Большинство этих самолетов находится в эксплуатации около 5-6 лет, и приближается первая волна капитальных ремонтов, не говоря уже о возрастных ВС, которым требуется постоянное внимание со стороны провайдеров ТОиР услуг, - комментирует Андрей Байдаров, главный аналитик по двигателям в FL Technics. - Учитывая тот факт, что простой самолета, который предполагает активную коммерческую эксплуатацию, влечет за собой серьезные потери для авиакомпаний, местным операторам следовало бы уже сейчас задуматься о выборе наиболее оптимального решения по техническому обслуживанию и ремонту. Это в особенности касается обслуживания двигателей».
Специалисты FL Technics считают, что рынок ТОиР двигателей региональных ВС, эксплуатируемых в странах СНГ и Балтии, может вырасти с 70 млн. долларов США в 2014 году до 100 млн. в 2019 году. В эту сумму входят также программы по лизингу запасных двигателей, необходимых для поддержания операционной способности флота. Тем не менее, данная ниша является достаточно специфической ввиду того, что речь идет о техобслуживании двигателей таких типов ВС, как CRJ100/200.
«Целый ряд двигателей для региональных ВС, в особенности CF34-3, отлично приспособлен для ремонтов и замен «на крыле», что открывает дополнительные возможности для быстрого ремонта горячей части двигателя, включая турбины высокого и низкого давления, камеру сгорания и другие модули. Такие работы могут быть выполнены в рамках базового обслуживания ВС.Это должно стимулировать готовность местных региональных центров ТОиР к подобного рода заказам на всех уровнях, включая подготовку сертифицированного персонала и закупку необходимого оборудования, а также приобретение нужного объема расходных материалов и компонентов», - делится Жильвинас Лапинскас,генеральный директор FL Technics.
По словам Андрея Байдарова, ситуацию можно рассматривать,по меньшей мере, с двух перспектив. С одной стороны, рынок на данный момент обладает большим потенциалом. С другой стороны, в регионе наблюдается тенденция заменять ВС на более новые модели. Таким образом, через 5-7 лет эти воздушные суда, скорее всего, будут выведены из эксплуатации, что свидетельствует о временном характере открывающейся ниши. Тем не менее, вступать в конкуренцию в этом сегменте - более чем оправданно. К примеру, лизинговые компании, а также компании по управлению активами, могут побороться за место на рынке обслуживания двигателей, так как он открывает возможности с точки зрения долгосрочных лизинговых программ для возрастного флота и других услуг. Также,учитывая популярность ремонтных работ «на крыле», ситуация должна поощрять лизингодателей к развитию более гибкого подхода к возмещению ремонта в случае таких ремонтных работ, а также возможностей применения DER-ремонтов и PMA-запчастей.
«С одной стороны, это позволит избежать дополнительных расходов и простоя воздушных судов на земле. С другой стороны,это может создать хорошие условия для поддержания техники в должном состоянии для передачи в аренду следующим операторам (в основном это касается двигателей нового поколения) или последующей разборки на запчасти и утилизации (если речь идет о двигателях более старых моделей). Здесь лизинговым компаниям может потребоваться помощь экспертов в анализе технических данных и потенциальной остаточной стоимости», - делится Андрей Байдаров, главный аналитик по двигателям в FL Technics.
«Рынок ТОиР двигателей в странах Балтии и СНГ является достаточно специфической, но очень привлекательной нишей. FL Technicsуже сейчас активно развивает свои возможности в сфере техобслуживания региональных типов ВС. Это касается как самолетов более старого поколения,таких как CRJ100/200 (включая решения для двигателей), так и более новых типов ВС, таких как SSJ100, ERJ-145 и др. Приближается очень интересный период для тех, кто будет готов воспользоваться возможностями, которые открывает рынок», -комментирует Жильвинас Лапинскас, генеральный директор FL Technics.
О компании FL Technics:
FL Technics является глобальным поставщиком индивидуальных комплексных решений в сфере технического обслуживания и ремонта воздушных судов коммерческой и бизнес-авиации. Компания работает по принципу«одного окна», предоставляя услуги по техническому базовому и линейному обслуживанию воздушных судов, обслуживанию двигателей, решений по обслуживанию шасси и ВСУ, поставкам запчастей и компонентов (включая компоненты для ВС военного назначения), инженерных решений и поддержки, подготовке технического персонала и др.
FL Technics имеет сертификаты EASA Part-145, Part-M, Part-147, Part-21 и предлагает комплексные решения по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов типа Airbus A300/A310/A320/A330/A340/A380, Boeing 737 CL/737 NG/747/757/767/777; Bombardier CL600-2B19; ATR 42/72; EMB 135/145; MD 80; FOKKER 50/70/100 и SAAB 2000/340. Работы осуществляются на базе FL Technics в Вильнюсе (Литва), а также посредством разветвленной сети линейных станций в Европе, СНГ и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Представительства компании расположены в Литве, России, Великобритании, Польше, Италии и Малайзии. FL Technics является партнером Boeing по программе GoldCare.
FL Technics входит в состав Avia Solutions Group, крупнейшего в Восточной Европе и СНГ поставщика комплексных решений для авиационной индустрии, акции которого торгуются на Варшавской фондовой бирже.