21.11.06 
Украинско-российские отношения сквозь призму военно-технического сотрудничества.
На заседании парламентского комитета по вопросам национальной обороны и безопасности в субботу обсуждался вопрос о состоянии дел в отечественном ВПК. Такая повестка дня связана с принятием Кабинетом Министров Украины решения о приватизации предприятий военно-промышленного комплекса. Какая судьба ждет в результате украинскую оборонку? Об этом рассказывает специалист по военно-промышленной кооперации, научный сотрудник Харьковского филиала Национального института стратегических исследований Алексей Шерстобоев.

— Среди множества острых вопросов украино-российских отношений, которые периодически обсуждаются в СМИ обеих стран, особняком стоит проблема сохранения отраслевых связей и производственного потенциала промышленных предприятий Украины. Как известно, к 2010 году Россия планирует системный переход от сырьевой, экспортно-ориентируемой экономики, в которой превалирует топливно-энергетический комплекс, к постиндустриальной инновационной экономике с доминированием телекоммуникаций, транспорта и сферы услуг. Россия уже сейчас берет курс на создание закрытых циклов производства в передовых отраслях. И понятно, что в этих условиях Украине важно сохранить роль партнера в совместных высокотехнологичных проектах. Ведь наша страна обладает уникальными технологиями и ноу-хау оборонного характера, а также двойного назначения (в частности, в аэрокосмической сфере), в которых пока еще нуждается Россия. Таким образом, экономический рост и модернизация российской экономики могут, при определенных условиях, укрепить двусторонние отношения между нашими странами.

Как известно, на мировом рынке гражданской авиации сегодня доминируют американская группа «Boeing» и европейская компания «Airbus». Каждая из них пользуется значительной поддержкой национальных правительств, что не позволяет считать конкуренцию на авиастроительном рынке соответствующей идеальным рыночным отношениям. И действительно, конкурировать в этих условиях со столь могущественными корпорациями не просто. Для сохранения своей ниши на этом рынке, как России, так и Украине, крайне важно реализовывать совместную стратегическую торговую политику путем консолидации авиапромышленных комплексов. Первоочередной интерес здесь представляют перспективы, связанные с самолетами производства АНТК «Антонов», которые могут реализовываться в рамках различных кооперационных проектов российскими и украинскими кампаниями на мировом рынке.

Общеизвестно, что в настоящее время на различных стадиях реализации находятся совместные проекты строительства самолетов Ан-38 в Новосибирске, Ан-140 в Самаре, существуют все предпосылки к восстановлению производства Ан-124М «Руслан» в Ульяновске. Наконец, не снят окончательно вопрос о создании современного военно-транспортного самолета Ан-70. В шумихе по поводу сворачивания этого процесса больше политики, чем прагматизма, и уж вовсе отсутствует забота со стороны России об обороноспособности собственной страны.

Большой интерес также вызывает украинско-российское партнерство в области производства Ан-148 — пассажирского самолета для региональных авиалиний. Участие в его консолидированном производстве должны принять АК им. Ильюшина, АНТК им. Антонова, авиазаводы в Киеве, Харькове, Воронеже. По предварительным оценкам экспертов, емкость только российского рынка составляет 140—160 самолетов. Согласно плану серийного производства, в течении 10 лет планируется собрать 250 самолетов Ан-148 на Воронежском авиазаводе. При этом открываются неограниченные возможности по совместному выходу с этим самолетом на рынки стран азиатско- тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Сейчас Россия поставляет примерно половину комплектующих для всех украинских самолетов, а Украина, в свою очередь, — ключевые узлы и агрегаты для российских вертолетов. Например, двигателями запорожского завода «Мотор-Сич» комплектуются все модели вертолетов Миля и Камова. В тоже время сегодня существует объективная проблема доверия между двумя странами, обусловленная, прежде всего, политической ситуацией. Решение может быть связано с созданием совместной интегрированной производственной структуры. Ведь потеря украинских партнеров, может обернуться для российской стороны необходимостью дополнительных инвестиций, созданием новых производственных мощностей, что еще больше снизит конкурентоспособность российской авиапромышленности. Но развитие сотрудничества российского и украинского авиастроения, напротив, позволит двум государствам совместно выйти на рынки третьих стран и постепенно улучшить структуру и качественные характеристики своего экспортного продукта.

Интеграция российского и украинского авиастроения является особенно актуальной, в связи с созданием Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в России, которая должна консолидировать значительную часть активов российского самолетостроения. Именно поэтому целесообразно развивать как можно более широкие кооперационные связи российских производителей (возможно, даже на основе взаимного участия в капитале) с недавно сформированной украинской корпорацией «Антонов».

— Гражданские отрасли промышленности бывшего Союза, как известно, всегда держались на технологиях двойного применения, которые естественным образом присутствуют как в авиационной, так и в ракетно-космической отраслях. Следовательно, не может не быть выгодным для обеих стран также и сотрудничество в военно- технической области...

— Рынок услуг в данной области характеризуется господством небольшого числа игроков — стран, обладающих возможностями для разработки, производства и эксплуатации ракетно-космической техники. Россия и Украина находятся в их числе. Для России сотрудничество с Украиной позволяет значительно сэкономить затраты на развитие самостоятельных производств. Уже сегодня успешно функционируют несколько совместных проектов. Так наши страны сотрудничают в рамках проекта «Морской старт» вместе с США и Норвегией. Проект предполагает обеспечение стартов космических ракет с океанской платформы у экватора.

Заключено международное соглашение по проекту «Наземный старт», между компаниями «Морской старт» и «Международные космические услуги». Проект, в котором участвуют Россия, Украина, Казахстан, США, предусматривает модернизацию и совместное использование стартового комплекса на космодроме Байконур для пуска модернизированных ракетоносителей «Зенит» (производства «Южного машиностроительного завода», Украина). Использование двухступенчатой ракеты «Зенит-2М» и трехступенчатой «Зенит-3М» обеспечит возможность запусков космических аппаратов в широком диапазоне орбит и наклонений.

Украиной и Россией создана международная космическая компания «Космотранс», осуществляющая запуск ракетоносителей «Днепр» с космическими аппаратами различных стран. Удачным примером сотрудничества является также договоренность, заключенная на уровне правительств обеих стран в первой половине этого года, о продлении сроков эксплуатации боевого ракетного комплекса, изготовленного на украинских предприятиях.

По прогнозам экспертов, реализация этого соглашения позволит загрузить научно- технический потенциал предприятий ракетно-космической отрасли Украины до 2012 года. А Россия, таким образом, будет эксплуатировать изделие 15П118М еще 10—15 лет при содействии украинской стороны. По данным российских экспертов, утилизация и замена этого боевого ракетного комплекса вылилась бы для бюджета РФ в —4 миллиона. Не говоря уже о том, насколько важно для обороноспособности России сохранить в составе своих Вооруженных сил надежные, проверенные в эксплуатации, боевые ракетные комплексы с разделяющимися головными частями на период до окончания развертывания группировки ракетного комплекса «Тополь М». При этом ни для кого ни секрет, что постановка на боевое дежурство каждой пусковой установки этого нового боевого ракетного комплекса, само по себе, является серьезной нагрузкой для российского государственного бюджета.

В целом же возможности военно-технического сотрудничества между нашими странами далеко не исчерпаны, и Украина действительно может играть роль значимого партнера Росси в этой сфере. В настоящее время около 1330 предприятий России и Украины участвуют в кооперации по производству, созданию и поставкам друг другу тех или иных узлов, агрегатов и образцов для продукции военного назначения. Например, в Украине производится ракета Р 27, которой оснащаются самолеты ВВС РФ, изготавливаются турбины для надводных кораблей, а также авиадвигатели. Кроме этого, Украина располагает производством головок самонаведения для некоторых типов боевых ракетных комплексов, стоящих на вооружении в России, а также производит уникальную стыковочную систему — «Курс» для российских космических летательных аппаратов.

— Как может измениться ситуация в военно-техническом сотрудничестве двух стран в следствии возможного вступления Украины в НАТО?

— Нельзя допустить, чтобы вступление Украины в НАТО обернулось сворачиванием отечественного ВПК, существование и эффективное функционирование которого, возможно, только в тесной взаимосвязи с российскими предприятиями. Стоит ли говорить об опасности социального взрыва в восточных областях Украины, где, собственно, и сосредоточена львиная доля предприятий украинской оборонки. Необходима скорейшая активизация взаимодействия России и Украины в сфере военно- технического сотрудничества, чтобы обеспечить устойчивые партнерские связи в создании новых совместных проектов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Вместе с тем, уже существует яркий пример сотрудничества между Украиной, Россией и НАТО. Так, в марте 2006 года группа компаний «Волга— Днепр» и АНТК им. Антонова подписали контракт на 600 млн. евро с представителями стран Альянса и ЕС об аренде до 2012 года шести самолетов Ан-124-100 «Руслан».

Что касается опасений российских военных относительно раскрытия секретных оборонных технологий отечественного ВПК, то приведу следующий пример. В любой стране мира ВПК тесно связан с государством, но при этом, крупнейшие частные корпорации стран НАТО (США, Великобритания, Германия) не только не обмениваются напрямую своими технологическими ноу-хау, а напротив, зачастую являются острыми конкурентами. Ведь само по себе членство Германии или США в НАТО еще не обязывает EADS и Boeing разглашать друг другу технологические секреты. Так в 2004 году в Германии было заявлено о необходимости ограничений для иностранных инвесторов (США) в покупке компании Rheinmetall, именно в связи с наличием у нее военных ноу-хау.

— Какими вам видятся наиболее существенные проблемы украинского ВПК?

— К ним я бы отнес отсутствие ярко выраженного промышленного лобби в отечественных политических кругах. В первой половине 90-х годов так называемые красные директора были достаточно активны в политической жизни и даже имели определяющее влияние на характер российско-украинских отношений. Их признанным лидером был в то время Леонид Кучма — генеральный директор «Южмаша».

В последнее время условия политической игры значительно изменились и «директора» уступили свое место в политической элите олигархам из приватного сектора экономики. Партия промышленников и предпринимателей, возглавляемая Анатолием Кинахом, лоббистской никогда ни была, и при любой окраске власти просто стремилась быть во власти или рядом с властью. И характерно, что в тот момент, когда политическое руководство страны декларировало известные евроатлантические инициативы, являющиеся заведомо невыгодными для предприятий, завязанных на промышленную кооперацию с партнерами по СНГ и Россией, из среды «директоров» не последовало какой-либо внятной реакции.

Так что сегодня можно предположить, что формирование активного лобби отечественных промышленников во многом зависит от дальнейших перспектив приватизации предприятий украинского ВПК, авиапрома и других секторов экономики. Именно тогда и будет получен ответ на вопрос, кому же действительно в сфере ВПК интересна Украина: Западу, России или Китаю. И может ли Украина эффективно осваивать рынки стран третьего мира. Успехи России в сфере реализации своих контрактов в государствах третьего мира в большей степени обусловлены не тем, что российский и украинский ВПК конкуренты и Россия, так сказать, «постоянно Украину переигрывает», а тем, что Россия старается вести независимую, не побоюсь этого слова, агрессивную политику при заключении контрактов и «проталкиванию» на рынок вооружений своей техники и технологий.

Владимир Русаков

Источник: День, 21.11.2006