С 1 октября Международный аэропорт "Ужгород" может перестать принимать рейсы, пожаловался "Капиталу" директор Владимир Горинецкий. По его словам, аэропорт не смог собрать всю необходимую документацию, поэтому Государственная авиационная служба продлила его сертификат не на три года, а только на шесть месяцев. В стандартный пакет документов, который аэропорты должны предоставить для продления сертификата, входит экспертиза о состоянии взлетно-посадочной полосы. Оценка ее покрытия проводится специализированным институтом "Украэропроект".
Однако из‑за того, что Закарпатская областная государственная администрация, в ведении которой находится аэропорт, не заплатила 15‑16 тыс. грн за эту услугу, институт не выдал своего заключения, сокрушается Горинецкий. Он надеется, что до сентября средства поступят в институт, аэропорт получит последний недостающий документ, и в Ужгород приедет сертификационная комиссия из Госавиаслужбы.
Отрезанный ломоть
В Закарпатье есть еще один аэропорт — в Мукачево, но он прекратил свою деятельность несколько лет назад. "Ужгород" (входит в сферу влияния закарпатского политика Виктора Балоги) ежедневно принимает самолеты авиакомпании "Мотор Сич", которые летают по направлению Киев — Ужгород, а также обслуживает чартерные и бизнес-рейсы. "Если так действительно произойдет [закроют аэропорт], это будет означать только одно: исполнительная власть в области не соответствует элементарному уровню менеджмента", — убежден Балога.
Если в Закарпатье не будет действующего аэропорта, область окажется еще более изолированной от остальной части Украины, говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Ведь сейчас, поясняет он, поезда из Киева в Ужгород идут очень долго, примерно 13‑16 часов, и это является сдерживающим фактором для развития бизнеса, туризма и других отраслей между Закарпатьем и столицей.
Авикомпания "Мотор Сич" обслуживает на регулярной основе только три направления: Запорожье — Киев, Запорожье — Москва и Киев — Ужгород.
Один из многих
Не только Ужгородский аэропорт может прекратить обслуживание регулярных рейсов в 2014 г. Авиакомпании уже приостановили полеты в Луганск и Черновцы. Как рассказывал ранее руководитель Центра экономического и политического анализа Александр Кава, фактически не работают 15 региональных аэропортов: в Ровно, Тернополе, Хмельницком, Черновцах, Кировограде, Черкассах, Николаеве, Херсоне, Мариуполе, Кривом Роге и пр.
"Аэропорты "живут" исключительно рядом с [базовым] перевозчиком. Если у перевозчика есть на чем и куда летать, то всегда можно найти возможность поддержать аэропорт", — говорит генеральный директор авиакомпании Atlasjet Ukraine Сергей Подгородецкий.
Украине необходимо выработать эффективную государственную политику в отношении малых региональных аэропортов, считает Александр Ланецкий. К примеру, объединить их все, как в скандинавских странах, под крышей одной компании, где крупные прибыльные аэропорты будут дотировать априори убыточные региональные.