01.08.14 

В Борисполе ожидают сокращения персонала.

 Аэропорт "Борисполь" кипит и бурлит. Но не от пассажиропотока, наблюдается внутреннее обострение ситуации в "Борисполе" – сотрудники ожидают проведения объявленного сокращения персонала на 25%.

Дополнительного накала придают протестные акции, проходящие в аэропорту и под профильным министерством. Патриотично настроенные общественные организации и граждане требуют очистить руководство крупнейшего аэропорта Украины от коррупционеров. На контакт с нашим изданием вышли сотрудники аэропорта, которые под страхом быть уволенными, попросили не называть их фамилии.

Для понимания ситуации нужно вернуться в прошлое. Летом 2013 года с  должности генерального директора аэропорта "Борисполь" увольняют Антона Волова, племянника бывшего вице-премьер-министра Бориса Колесникова. На эту должность назначают Алексея Кочанова, который до этого работал руководителем аэропорта "Одесса".

Компетентные эксперты сразу же делают вывод – "курировать" аэропорт "Борисполь" будут одесские бизнесмены со специфической репутацией Борис Кауфман и Александр Грановский. Это начинает немедленно подтверждаться, так как практически все виды бизнеса в "Борисполе" переходят к фирмам, подконтрольным Кауфману и Грановскомую


Алексей Кочанов
Естественно, с приходом Кочанова на должность гендиректора "Борисполя" происходит полное переформатирование всего руководящего состава аэропорта. Примечательным для многих рядовых сотрудников стал возврат в руководство "Борисполя" семьи Гомболевских. В свое время Сергей Гомболевский был заместителем гендиректора аэропорта, а его супруга Наталья занимала должность главного бухгалтера.

Как рассказали работники-ветераны, которые трудились в "Борисполе" с 2000 по 2011 год, вспоминают те времена с грустной ухмылкой: максимально непрозрачная финансовая деятельность осуществлялась через отдел материально-технического снабжения аэропорта, который не только подчинялся непосредственно Н.Гомболевской, но и все работники которого  были подобраны лично ею.

Все закупки – от мельчайшей канцелярии до крупных узлов и запчастей к специальным автомобилям - осуществлялись у компаний, аффилированных с семьей Гомболевских или у тех структур, которые щедро делились с этой семьей. Любопытной была ситуация с закупками автомобильного топлива для специальной автомобильной и другой техники. Его приобретали у фирмы "Контраст", владелец которой Евгений Игнатов (сосед Гомболевских по даче). Видимо, во время дружеских дачных чаепитий и согласовывали Гомболевские с Игнатьевым размеры "откатов".


Сергей Гомболевский
Не обходилось и без смешного. В период предыдущего нашествия семьи Гомболевских на аэропорт "Борисполь", у Натальи Гомболевской родился внук. В результате, резко возросло количество закупаемой аэропортом за деньги госбюджета санитарно-гигиенической продукции. Списывалась она на "Комнату матери и ребенка" аэропорта "Борисполь". Зато внук Н.Гомболевской не имел недостатка в памперсах и салфетках.

В 2011 году, в преддверии Чемпионата Европы по футболу, его куратор Б.Колесников назначил на должность генерального директора аэропорта "Борисполь" своего племянника Антона Волова. Личность неоднозначная, амбициозная не по профессиональному уровню. Тем не менее, Воловым предпринимались отдельные  попытки вычистить коррупцию, которая в "Борисполе" буйным цветом расцвела при Гомболевских (за 10 лет их работы там). Конечно же, в первую очередь "ушли по собственному желанию" Сергей и Наталья Гомболевские. Они отправились трудиться в аэропорт "Одесса", который практически бесплатно был передан из государственной собственности вышеупомянутым бизнесменам Кауфману и Грановскому. А покровитель Гомболевских, бывший генеральный директор аэропорта "Борисполь" Борис Шахсуваров, к тому времени уже больше года находился в Москве. Скрывался от уголовного преследования по статье хищение государственного имущества в особо крупных размерах. Только "голая" зарплата Шахсуварова в "Борисполе" составляла 100 тыс. грн. (при курсе 8 грн. за 1 долл.), плюс к этому не менее 50% от нее составляли премии и надбавки. Но, видимо, этих колоссальных денег было ему мало, и Шахсуваров не постеснялся запустить руку в карман госбюджета.


Борис Шахсуваров
Впрочем, А.Волов недолго и без заметных успехов руководил "Борисполем". После его увольнения, в середине 2013 года новый гендиректор "Борисполя" А.Кочанов вернул в аэропорт Гомболевских.

Как рассказал нам сотрудник аэропорта, с возвратом в "Борисполь" Кочанова и четы Гомболевских, началось жесткое выдавливание ряда руководителей среднего звена, которых считали креатурами А.Волова. Были ли они таковыми в действительности? Сложно сказать. Однако под этим предлогом добились увольнения нескольких высокопрофессиональных сотрудников. По инициативе Кочанова и Гомболевских был вынужден уйти начальник службы специального транспорта аэропорта "Борисполь" Станислав Бедик. Та же участь постигла начальника отдела материально-технического снабжения аэропорта Алексея Кухтея. На его место была назначена ближайшая подруга Натальи Гомболевской. Впрочем, были и те руководители среднего звена, которые без зазрения совести "присягнули на верность" Кочанову и Гомболевским.

В общем, с приходом в аэропорт его кураторов Б.Кауфмана и А.Грановского и назначения по их инициативе в руководство "Борисполя" А.Кочанова, С.Гомболевского и Н.Гомболевской, в главных воздушных воротах страны началось настоящее мародерство.

Заслуживает внимания и попытка давления на поставщиков авиационного топлива. В аэропорту "Одесса", который в свое время возглавлял Кочанов и в котором после увольнения из "Борисполя" работали Гомболевские, монопольным поставщиком авиатоплива была и является компания "Лукойл". В "Борисполе" же была хоть и ограниченная, но все же конкуренция: украинско-голландская компания "Кребо", российские "ТНК-Авиа" и "Лукойл-Авиасервис" (аффилирована с "Лукойлом"). С приходом в "Борисполь" А.Кочанова, началась настоящая война против "Кребо" и "ТНК-Авиа". Что и неудивительно при столь плодотворных отношениях Кочанова и Гомболевских с "Лукойлом".


Борис Кауфман
Нельзя умолчать и о том, что в конце 2013 года по инициативе Артура Гранца (делового партнера Л.Юрушева и А.Иванчука) в "Борисполе" снова появился Борис Шахсуваров. Как утверждают сотрудники аэропорта, он консультировал А.Кочанова и отлично знал – кто из руководителей среднего звена и рядовых работников будет способствовать хищениям и коррупции, а кто на это не пойдет.

Впрочем, помимо "кадров", Б.Шахсуваров активно прорабатывал еще один вопрос. Пользуясь знакомствами в высших эшелонах власти, он начал прощупывать возможность передачи аэропорта "Борисполь" в концессию. В качестве пробного шара речь шла о передаче в концессию службы такси Sky Taxi.


Надо сказать, что почву для этого заложили еще Б.Колесников и А.Волов. Либо в спешке, либо в погоне за солидным "откатом" те закупили чрезмерно дорогие вообще (30-35 тыс. долл.) и в обслуживании, в частности, функционально не подходящие для работы в качестве такси автомобили "Хюндай" (Б.Колесников может считаться постоянным покупателем этой известной фирмы). Ошибкой был и запрет на подвоз автомобилями Sky Taxi пассажиров из города в аэропорт. В итоге, сумма убытка от деятельности Sky Taxi в 2013 году составляла около 1 млн. грн. в квартал.

После того, как идея о передаче Sky Taxi в концессию упала в благодатную почву, Шахсуваров (непублично) и Кочанов (публично) начали "прокачивать" мысль о необходимости передачи в концессию других специальных служб аэропорта "Борисполь". Однако, к тому времени всем было не до концессии – в Киеве вовсю бушевало противостояние на Майдане. Впрочем, примечательные события происходили и в "Борисполе". Как писали СМИ, в период с 18 по 20 февраля приближенные к А.Кочанову сотрудники регулярно курсировали по авиамаршруту Киев-Симферополь, перевозя туда весьма увесистые кейсы и чемоданы. С учетом того, что симферопольский аэропорт также находился в сфере влияния Кауфмана и Грановского, а также зная, что Кочанов курировал работу и аэропорта "Симферополь", логично предположить, что осуществлялась перевозка денег и ценностей в крупных масштабах.

Победа над Януковичем привела к тому, что под давлением общественности А.Кочанов был вынужден уйти с поста гендиректора аэропорта "Борисполь". На первый взгляд неожиданно, но на его место стали прочить именно Б.Шахсуварова. В кулуарах это объясняли его близостью к Ю.Тимошенко и А.Турчинову. Впрочем, действительно ли лидеры БЮТ лоббировали назначение Шахсуварова, неизвестно. Нельзя исключать, что этот тезис был выдвинут им самим для информационного прикрытия операции. Но что можно говорить точно, так это то, что идея назначить Шахсуварова генеральным директором "Борисполя" не раз звучала из уст министра инфраструктуры М.Бурбака.


Александр Грановский
Еще раз стать генеральным директором аэропорта "Борисполь" Шахсуварову помешал тот факт, как заявляли СМИ, что он является гражданином России (чем он нарушает украинское законодательство, так как от паспорта гражданина Украины Шахсуваров не отказался, несмотря на то, что в нашей стране двойное гражданство запрещено). В итоге, генеральным директором "Борисполя" в марте был назначен С.Гомболевский. Для Шахсуварова приготовили должность советника гендиректора аэропорта.

Довольно любопытная комбинация была проделана для того, что Н.Гомболевская смогла занять в "Борисполе" доходную должность. Дело в том, что согласно новому антикоррупционному законодательству, супруги не могут работать на руководящих должностях одного и того же государственного предприятия. Поэтому в "Борисполе" была упразднена должность заместителя гендиректора по финансам, функциональные обязанности были переданы главному экономисту аэропорта, именно эту должность и заняла Н.Гомболевская. Все чисто и красиво, можно продолжать жить на "откатах".

Самое неприятное для сотрудников аэропорта началось в апреле. Тогда было объявлено о том, что 25% персонала аэропорта будет сокращены, хотя выступая перед работниками во время вступления на должность генерального директора аэропорта С.Гомболевский утверждал, что никаких сокращений не будет (впрочем, как утверждают хорошо осведомленные люди, слушать Сергея Гомболевского вообще не стоит, т.к. реально в аэропорту "Борисполь" заправляют делами Борис Шахсуваров и Наталья Гомболевская). При этом вводятся новые руководящие должности. Для сравнения, зарплата заместителей генерального директора составляет 25 тыс. грн., советника генерального директора составляет 20 тыс. грн., профильного директора – 15-16 тыс. грн., а заработная плата инженера – 5 тыс. грн., обычного рабочего – 3 тыс. грн.  То есть, сокращение работников явно преследует целью не уменьшение затрат госпредприятия аэропорт "Борисполь".

Примечательно, что сокращения проводятся не цивилизованными методами. Возможности обжаловать увольнения в судебном порядке нет, так как в качестве формальной причины увольнения фигурирует "упразднение должности". К настоящему времени уволены около сорока сотрудников аэровокзального комплекса, десять человек службы спецтранспорта, десять сотрудников аэродромной службы, десять человек из службы наземного обслуживания. В полном составе уволен департамент такси. Суммарно уже уволено около сотни работников аэропорта "Борисполь". Всего планируется уволить около семисот пятидесяти сотрудников главного аэропорта столицы Украины.

А по внутрикорпоративной почте началась рассылка сообщений о сложном финансовом положении "Борисполя". Видимо, это не только моральная подготовка людей к массовым увольнениям, но и создание соответствующего информационного поля вне аэропорта.

Сотрудники также рассказали, что с недавних пор руководство аэропорта применяет специфические меры воздействия на сотрудников. Активно накладываются штрафы, привычным стало лишение премий. Запрещено общение по личным мобильным телефонам на территории аэропорта. А после того, как активисты общественных движений привлекли внимание к ситуации в "Борисполе", многие сотрудники были вызваны на собеседование в недавно созданную антикоррупционную службу аэропорта "Борисполь". Там им промывают мозги, убеждая в том, что Б.Шахсуваров, С.Гомболевский и Н.Гомболевская чрезвычайно много делают для развития "Борисполя" и требуют поддержать руководство аэропорта. Наверное, особенно эффективно эта мера действует на тех, кто может быть в любой момент уволен…

Джерело Главред