Что ждет украинский рынок с приходом нового игрока - турецкой Atlasjet
На украинском рынке авиаперевозок вот-вот появится новый игрок - авиакомпания «Атласджет Украина» - «дочка» турецкой авиакомпании Atlasjet Havacılık A.Ş., базирующейся в Стамбуле. Новый перевозчик намерен связать крупные украинские города со Стамбулом, а помимо этого претендует на обслуживание ряда внутри украинских рейсов и некоторых международных направлений.
14 апреля 2014 года авиакомпания получила лицензию на международные перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом. А на днях приказом Мининфраструктуры «Атласджет Украина» получила право использования 15 воздушных линий, в частности, осуществлять международные регулярные рейсы из Киева, Львова, Одессы, Харькова, Винницы, Херсона в Стамбул, из Одессы и Винницы в Тель-Авив, из Киева в Тбилиси.
«Атласджет Украина» выбрала для базирования терминал "В" «Международного аэропорта «Борисполь», который позволит ей обслуживать сразу и внутренние, и международные рейсы. Выбор бывшей базы обанкротившегося«АэроСвита» в качестве нового «дома» в компании объясняют развитой инфраструктурой и желанием помочь аэропорту сохранить терминал. Кроме того, гендиректор авиакомпании добавил, что из-за особенностей флота материнской компанииAtlasjet Турция не могли рассматривать столичный аэропорт «Жуляны».
Кроме того, интересно также и то, что процедуру выхода на украинский рынок турки инициировали еще при президентстве Виктора Януковича, и предыдущая власть тогда (как будто специально под эту компанию) поменяла соответствующее Положение о лицензировании, из которого убрали обязательное условие о том, что до начала выполнения международных рейсов авиакомпания обязана не менее года отработать на внутриукраинских рейсах. Может это и совпадение, но знаковое.
Планы «новичка» другие участники отечественного рынка авиаперевозок оценили, как достаточно амбициозные. Не так часто новый игрок получает на старте сразу столько назначений. К тому же, эксперты рынка напоминают об агрессивной тактике работы этой авиакомпании на других рынках, в частности на рынке Кыргызстана. Национальный авиаперезвочик этой страны Kyrgyzstan Air не имел возможности совершать прямые рейсы в страны ЕС из-за технических несоответствий парка воздушных суден. AtlasJet предложила авиакомпании выход на европейский рынок, в обмен на подписание кабального партнерского соглашения. Результатом сотрудничества Kyrgyzstan Air и AtlasJet, а также искусственного демпинга со стороны турецкого партнера, стала потеря киргизкой авиакомпанией практически всех международных рейсов. В 2013 году под угрозой монополизации рынка в ситуацию вмешалось правительство Киргизии, заставив AtlasJet пересмотреть условия сотрудничества.
За сотрудничество с AtlasJet сейчас активно расплачиваются тысячи казахстанских туристов, которые купили билеты на чартерные рейсы этой авиакомпании в Турцию.
Еще вчера очередные двести казахстанских туристов не могли вылететь из турецкого аэропорта Анталии из-за отмены рейса «Анталия-Актау». Их угораздило купить путевки на отдых в обанкротившихся туристических фирмах, сотрудничающих с авиакомпанией AtlasJet. В итоге ни отдыха, ни перелета. Турагенства не перечислили оплату за проживание в гостиницах, а AtlasJet отменил все чартеры.
Этим летом отдыха в турецких отелях могут лишиться в целом 11тысяч казахстанцев из-за скандала вокруг крупнейшего туристического оператора страны «Гульнар тур» и ее банкротства. Сейчас в отношении этой компании возбуждено уголовное дело. А Комитет индустрии туризма и Комитет гражданской авиации Казахстана ведут переговоры с AtlasJet об организации вывоза купивших путевки казахстанцев из Турции.
В истории этой авиакомпании есть и более неприятные моменты. 2007 год был особенно сложным для AtlasJet. В июле 2007 года в аэропорту Алма-Аты с самолётом Atlasjet произошёл авиаинцидент с пострадавшими.Авиакомпания в последний момент перед вылетом заменила воздушное судно, но у того при взлёте отказал первый двигатель. В результате аварийного торможения произошло загорание шасси и из шести надувных трапов для эвакуации пассажиров сработали только три из-за чего пострадало 8 пассажиров. Позже комиссия Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана пришла к выводу, что экипаж самолётаAtlasjet вёл себя непрофессионально. Более того, две из шести бортпроводниц находились в момент инцидента в состоянии алкогольного опьянения. Однако экипаж попытался скрыть реальные факты происходящего на борту, стерев магнитофонную запись внутренних переговоров между экипажем и бортпроводниками. В ноябре того же года при заходе на посадку под Спартой разбился самолёт MD-83 этой авиакомпании. Погибли все 50 пассажиров и 7 членов экипажа.
Чего же ждать Украине от нового игрока? Если бы компания была действительно украинской, то украинские государственные структуры имели бы больше рычагов влияния на нее. Однако влиять на бизнес-структуру, практически полностью принадлежащую иностранцам, явно будет сложнее.
Официально для СМИ основателями ООО «Атласджет Украина» являются турецкая Atlasjet Havacılık A.Ş. (49%), львовское ООО "АИС Групп Украина"(41%), 7,5% принадлежит физлицам Владимиру Кузьмию(2,5%) и Марие Рожковой (5%), 2,5% - генеральному директору Сергею Подгородецкому. Однако это только официальная сторона медали. На самом деле турецкая сторона контролирует как минимум 90% компании. Согласно данным из Единого госреестра юридических лиц, единственным учредителем ООО "АИС Групп Украина" (код ЕГРПОУ 38996345) является турок Маммадзада Эльхан Зият Огли. Так что по нормативным документам украинское подразделение Atlasjet вовсе не является украинским.
А единственный настоящий украинец в этой «компании» - ее гендиректор Подгорецкий Сергей Иванович. Впрочем, его персональная биография такая же тайна, как и структура собственников компании. Появился из ниоткуда,возглавил авиакомпанию, скрывающую своих собственников. В таких случаях,склонные к мистификации СМИ пишут - бывший службист.
Учитывая все сложности и перипетии развития украинского рынка авиаперевозок, хотелось бы чтобы государственные органы щепетильнее относились к отбору новых участников и не спешили раздавать назначения на полеты на право и налево. Конечно ситуация, когда на рынке присутствует всего один сильный игрок - неприемлема для Украины. Конкуренция на отечественном рынке должна сохранятся. Но за нее не должны «платить» пассажиры, которые могут рано или поздно оказаться в ловушке на чужбине без возможности улететь на Родину.
Иван Михницкий