НЕВЕЗУЧИЙ А380
После этой сделки EADS стал единственным владельцем самолетостроительного гиганта, однако ноша оказалась неподъемной: в связи с неблагополучной ситуацией вокруг новейшего лайнера А380 его производитель, а вслед за ним и сам концерн переживают глубокий кризис. Впервые за последние три года EADS закрыл квартал с потерями. В третьем квартале чистый убыток компании составил 195 млн евро (прибыль за тот же период прошлого года составила 279 млн евро).
Проблемы начались в июне текущего года, когда Airbus был вынужден объявить о полугодовой задержке поставок А380. Этот крупнейший на данный момент пассажирский самолет в мире должен был стать лидером в сегменте сверхбольших перевозчиков на ближайшие десятилетия. Достаточно отметить, что компания намеревалась заработать по меньшей мере $150 млрд на продаже полутысячи этих самолетов. Однако эти планы могут и не осуществиться: сроки сдачи лайнера в эксплуатацию переносились еще дважды, к тому же в связи с сокращением планов выпуска на следующий год выросла каталожная цена самолета — $316 млн вместо заявленных ранее $295 млн. Естественно, это вызвало бурную реакцию со стороны заказчиков. Emirates, заказавшие 43 самолета А380, грозятся засудить Airbus за срыв сроков поставок. А Singapore Airlines параллельно с требованием от Airbus значительной неустойки вообще отказалась от А380 в пользу лайнеров Boeing 787. Тем же путем грозятся пойти и другие авиакомпании. Вследствие этого рухнули котировки EADS на европейском рынке, а компания подешевела почти на четверть — с $21 млрд до $14 млрд. В то же время акции американцев поднялись в цене на 11,5%.
Впрочем, это мелочи по сравнению с убытками, которые светят EADS, если европейские авиастроители не сумеют довести до ума А380. По оценкам специалистов концерна, проблемы, связанные с проектом, обойдутся в 6,3 млрд евро в 2006–2010 годах. Если наладить серийный выпуск в ближайшее время не удастся, компанию ждет крах. В модельном ряду Airbus этой машине отводится роль флагмана. Однако проект оказался слишком прожорливым и фактически «съел» другие разработки, которые могли бы компенсировать потери, вызванные его задержкой. Так, руководство Airbus уже заявило, что не исключает прекращения программы строительства широкофюзеляжного самолета A350 в связи с недостатком финансирования. Но даже при самых благоприятных раскладах эта модель могла бы лишь частично возместить ущерб, поскольку она только разрабатывается, а серийный выпуск аналогичного ей Boeing 787 начнется уже через два года.
Между тем компания продолжает нести убытки. Служба безопасности EADS установила, что незадолго до обвала тогдашний руководитель концерна Ноэль Жар избавился от своей доли бумаг, заработав на этом 2,5 млн евро. Естественно, и он и глава Airbus Густав Хумберт были отправлены в отставку. Но теперь обманутые акционеры требуют, чтобы концерн возместил потери, понесенные в результате недобросовестных действий его руководства.
СЛИЯНИЕ КАК ВЫХОД
Положение Airbus немного облегчил недавний контракт с Китаем на поставку 170 самолетов. Полученные средства предприятие собирается инвестировать в доработку многострадального А380 и строительство А350. Правда, специалисты полагают, что такая тактика может привести Airbus к ошибке Boeing, в свое время начавшего повышать объемы производства модели 737. В результате ее предложение превысило спрос и поставило корпорацию в весьма затруднительное положение.
Между тем EADS ищет инвесторов. В числе потенциальных покупателей 20% акций, помимо крупнейших компаний из ОАЭ, Индии и Китая, фигурирует российский Внешторгбанк, уже располагающий 6% акций самого EADS. Пока представители банка о возможной покупке стараются дипломатично молчать, хотя глава банка Андрей Костин уже говорил, что Россия готова помочь европейцам выйти из кризиса — в обмен на создание международной авиационной корпорации. Тем более что стороны уже активно сотрудничают. Так, в конце прошлого года EADS приобрел 10% акций российской самолетостроительной корпорации «Иркут». А в октябре нынешнего было объявлено о создании совместного предприятия по переоборудованию пассажирских лайнеров Airbus320 в грузовые.
При этом Москва не скрывает желания довести российский пакет в EADS до контрольного. Французскому и немецкому правительствам такая идея не нравится, и они активно этому противодействуют. С этой целью государственный банк Германии должен выкупить у компании DaimlerChrysler, крупнейшего акционера EADS, 7,5% бумаг. Между тем, по информации французских СМИ, в обмен на инвестиции Внешторгбанку могут предложить место в совете директоров европейского авиакосмического концерна. Правда, остается открытым вопрос, как это осуществить: согласно уставу, на процесс принятия решений в нем могут влиять только правительство Франции и представители компании DaimlerChrysler и Lagardere SA.
Фото: АР
Источник: http://comments.com.ua/?art=1164359049&freeopen=1