На сегодняшний день общая стоимость мирового парка самолетов
Boeing и Airbus оценивается в 1,5 триллиона долларов США. Авиакомпании и
лизинговые предприятия продолжают размещать заказы на
новые самолеты, чтобы удовлетворить ежегодный прирост пассажиропотока на 4-5%.
Главное для инвесторов - способность вовремя увидеть все подводные камни, иначе
новые инвестиции могут быстро обесцениться.
В нормальных рыночных условиях остаточная стоимость самолетов ежегодно снижается
на 4-9% ввиду естественных факторов (интенсивность эксплуатации и истощение
ресурсов ВС) и рыночных тенденций (сдвиги сезонного спроса, внедрение новых
технологий и появление новых моделей ВС).
«Старых самолетов как таковых не существует - при правильном техническом обслуживании
даже 20-летний самолет может быть столь же безопасным, как и новый. Возьмем, к
примеру, «Борт номер один» президента США - Boeing 747, возраст которого
составляет 30 лет, но его надежность не подлежит сомнению, - объясняет Тадас
Гоберис, генеральный директор AviaAM Leasing. - Таким образом, для того, чтобы
понять реальную остаточную стоимость воздушного судна, нужно начинать с оценки
его технического состояния».
Техническое состояние самолета
При оценке стоимости ВС учитывается состояние фюзеляжа, двигателей, авионики и
отдельно взятых компонентов. Кроме того, если для нового самолета двигатели
составляют около 20-25% его стоимости, то спустя 20 лет ситуация меняется на
180 градусов, и ценными становятся только остаточные энергоресурсы двигателей.
Для того, чтобы определить точное состояние и остаток ресурсов самолета, необходима
его тщательная техническая оценка, в ходе которой большое внимание уделяется
истории технического обслуживания ВС, включая проведение тяжелых структурных
ремонтов, замены компонентов с ограниченным сроком службы (LLP), ремонт шасси и
вспомогательной силовой установки (ВСУ).
«Журнал
технического обслуживания ВС и другая документация могут содержать свидетельства
ненадлежащего технического обслуживания или использования несертифицированных
деталей. Поэтому для оценки реального состояния воздушного судна необходимо
тщательно изучить всю многотомную документацию, которая всегда доставляется
вместе с самолетом», - комментирует Томас Шидлаускас, старший руководитель
проектов в AviaAM Leasing.
Рыночное стимулирование
Популярные
типы ВС, как правило, имеют хорошие перспективы на вторичном рынке и более
высокую ликвидность, что отражается на их стоимости.
Согласно
данным консалтинговой компании Avitas, на сегодняшний день воздушные суда типа
Airbus A320 и Boeing 737 NG занимают 62% рынка узкофюзеляжных ВС. Рыночная стоимость таких самолетов составляет
около 20-25 млн. долларов США (для средневозрастной машины) и не сильно
изменяется в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В сегменте
широкофюзеляжных судов прочные позиции в верхней части списка популярности
удерживают Boeing 777-300 и Airbus A330-300. Эти типы ВС также будут стабильным
активом для владельцев.
По
прогнозам экспертов, спрос на воздушные суда типа Airbus A320, A330-300, Boeing
737-800/900 и особенно Boeing 777-300 не должен измениться в течение
последующих 5 лет. Тем не менее, один только спрос не может гарантировать
стабильную стоимость воздушного судна, так как существует много владельцев,
предлагающих схожие продукты.
«Стоимость
10-летнего самолета составляет половину от его первоначальной цены. Вместе с
тем, реальная рыночная стоимость самолета может даже снизиться, так как
тенденции спроса могут перейти к более новым самолетам. Не менее важны и циклы
производства ВС, - говорит Томас Шидлаускас. - Есть модели самолетов, которые
уже сняты с производства, но они активно эксплуатируются во всем мире,
например, Boeing 737 Classic. При более
низкой цене и процентных ставках лизинговых компаний такие ВС особенно
актуальны для развивающихся стран».
Перспективы на вторичном рынке
Рассматривает
ли инвестор вложение в новый Boeing или инвестиции в 5-летний Airbus, в любом
случае наступит момент принятия решения о дальнейшем использовании самолета
после первичного цикла вложений. Решая этот вопрос и учитывая ликвидную
стоимость самолета, которая включает в себя низкие затраты на эксплуатацию, у
воздушного судна вполне есть шанс попасть к начинающим «стартап» авиакомпаниям.
Возможность перепродажи ВС становится менее предпочтительной в сравнении с
лизинговыми услугами, которые предлагают более гибкие и удобные условия для
приобретения воздушных судов.
Цикл стоимости самолета
Развитие
авиационной индустрии напрямую зависит от состояния мировой экономики. Обращая
внимание на историю заказов и поставок ВС, некоторые специалисты утверждают,
что существует определенный цикл развития авиационного рынка каждые 10-15 лет.
Предыдущий пиковый период по заказам и спросу на самолеты наблюдался в
2005-2006 годах и предшествовал мировому финансовому кризису.
«В
2008-2011 годах на рынке наблюдался значительный спад спроса на возрастные
самолеты. Сокращение прибыли вынуждало перевозчиков делать выбор в пользу новых
более топливоэффективных типов ВС. В послекризисный период наблюдается
проникновение принципов лоу-кост во все модели бизнеса, сокращая различия между
традиционными и бюджетными перевозчиками, - продолжает Тадас Гоберис,
генеральный директор AviaAM Leasing. - Сегодня рынок растет, и важно не
упустить новые возможности. С точки зрения бизнеса, в настоящее время у
инвесторов есть шанс заключить долгосрочные договоры с авиакомпаниями, пока
лизинговые ставки на подъеме, и когда рынок вернется к нисходящей части своего
жизненного цикла, такие инвесторы смогут получить высокий доход, несмотря на
общий спад».
«Несмотря
на циклы стоимости, прогнозы развития рынка и динамики спроса, важно
использовать реалистичный, пессимистичный и оптимистичный подходы при оценке
стоимости ВС, - продолжает Томас Шидлаускас, старший руководитель проектов в
AviaAM Leasing. - Хотя это правило хорошо известно в мире бизнеса, оно часто
забывается. При использовании этих трех подходов вместе, оценка и прогноз
ожидаемой стоимости самолета становятся менее подверженными влиянию
«предсказуемых непредвиденных обстоятельств». Когда инвестор хорошо понимает
рыночные тенденции и своевременно анализирует данные, ему не так сложно
подготовиться к различным сценариям и, таким образом, обеспечить самую высокую
остаточную стоимость своих активов».
О компании
AviaAM Leasing:
AviaAM Leasing - это глобальная авиационная
компания, специализирующаяся на приобретении, лизинге и продаже воздушных
судов. Компания ориентирована на рынок подержанных узкофюзеляжных и
региональных самолетов. Акции компании котируются на Варшавской фондовой бирже
(WSE).
Подробнее о компании AviaAM Leasing: www.aviaam.com